Легенда о станице-путешественнице, что из заповедных дремучих лесов на простор переселилась


Бесконечно богатство нашей Родины – России, ее самой прекрасной части – Кубани. И наш Абинский район тоже неисчерпаем в своей истории, красотах природы, сказках и легендах.

Казалось бы, закончен цикл «Легенды земли Абинской», они нашли своего читателя, самые любопытные решили пройти по пути этих легенд. Но, чувствую, жизнь мне подскажет еще не одну историю, сказку или легенду, которыми полна наша малая родина. Вот и недавно родилась ещё одна легенда, про историю появления станицы Мингрельской и очень любопытное продолжение её жизни. Какова же была жизненная сила и мудрость казаков-первопоселенцев, что смогли найти убедительные слова и для войскового атамана, и для императора, чтобы получить милость переселиться в благодатные места. И об этом – следующая история.
Владимир Плешаков,
краевед, действительный член
Русского географического общества.

С тех пор как жили богатыри и легендарные боги древних людей, прошли многие годы, сотни лет и даже тысячелетия. Ушли в прошлое Русколань, Тьмутаракань, турецкое владычество на Чёрном море. Русская армия пришла на берега Кубани и реки Белой, поселились здесь Черноморские казаки. Дошла очередь и до Закубанья. По велению царя-батюшки императора Российского Александра II сюда, в предгорья Кавказа, селились казаки Азовского войска. Часть образовали станицы прямо у подножия гор, а часть были размещены в самом сердце Западного Кавказа, в горных долинах. Станицу Мингрельскую, названную в честь покрытого славой во многих битвах за Россию 16-го гренадерского Мингрельского Его Императорского Высочества великого князя Димитрия Константиновича полка, было велено основать в самых верховьях реки Абин, где стекались в её русло тысячи родников и ручейков.
Есть повеление царя-батюшки – нечего делать, прибыли казаки в самую горную глушь. Кругом непроходимые леса да ущелья, а по берегам ручьёв – малые поляны. Чтоб сеять хлеб да скотину пасти, стали казаки лес корчевать, пастбища чистить от мелколесья. Да вот беда: лес вырубят, начинают пеньки корчевать, а те пеньки в неподъемные камни превращаются. Вырубают корни, а из земли щебень лезет. Стали зерно сеять в такую пашню – один бурьян растет. А вокруг станицы волки да шакалы воют, скотину пугают. Мало этого – стали родники иссякать, ручьи сохнуть.
Расстроились казаки: как жить на такой земле? А тут из лесу выходит девица-краса, да не в сарафане, а в доспехах древних воинских, с луком за спиной да мечом обоюдоострым за поясом. Подошла поближе, посмотрела, как казаки деревья корчуют и плугом пытаются вспахать землю, да говорит:
- Заповедные здесь угодья матушки-природы, где ручьи и реки рождаются, где звери должны непугаными бродить, а в лесу рождаться лишь грибы да ягоды, советую вам – не тратьте зря силы. Привыкли вы в степи на раздолье жить, на конях скакать, хлеб растить. А тут горы дикие – нет для казака простора! Ищите себе место другое, удобное, где и коням простор, и пашне есть место!
- Да не по своей воле мы тут поселились, а по велению нашего батюшки-царя, которому мы верно служим, да Родину от супостатов защищаем! – ответили казаки.
- Боги и цари не оставляют без милости тех, кто живот готов положить за веру, царя и Отечество, - ответила красавица. – Обратитесь к своему повелителю!
И исчезла…
Удивились, озадачились казаки от такой гостьи.
– Уж не хозяйка ли местных лесов у нас побывала, совет дельный подсказала? - задумались казаки. - И впрямь, как тут жить? Кругом непроходимые леса да ущелья, дикие звери по ночам скот пугают, а по берегам ручьев – малые поляны, сена даже для козы не заготовишь.
И обратились к своему войсковому атаману, графу Феликсу Николаевичу Сумарокову-Эльстону с челобитной:
- Отец родной казачий, помоги нам на другое место перебраться! Ведь здесь для пашни лес срубишь, а из-под корней камни да щебень лезут, плуги да сохи на них ломаются. А хлеб посеешь – только бурьян и растет! Беда! Чем семьи кормить?
Велел наказной атаман Кубанского казачьего войска:
- Найдите земли подходящие да свободные от поселений, чтобы было куда перебраться. А уж потом будем царя-батюшку просить, чтоб дал разрешение на переселение.
Посмотрели на карту те казаки, что пограмотнее, и решили поближе к реке-Кубани податься, благо показано на бумаге, что есть земли свободные, незанятые. Пришли ходоки на одно такое место – а там уж хутор стоит, из трубы на крыше дым идет – обживаются хозяева!
Пошли дальше искать место для поселения, да в такие плавни забрались, где только один камыш, а не пашня, и живут там лягушки да цапли на длинных ногах. Опять неподходящее место!
И тут вышли они на чистые берега равнинной речки Сухой Аушедз. Текут с гор чистые прозрачные струи, навевают прохладу. Тут тебе и заливные луга для скота, где зеленым ковром – душистый клевер да трава густая. А на берегах – чистые поля, пригодные для садов и пашни. А в реке рыба разная плещется, раки на берега выползают. Вот оно – место заповедное для новой станицы! И обратились с челобитным письмом к батюшке-царю:
- Поселили нас в месте лесном, заповедном, где реки рождаются, а хлеб не растет – одни камни на пашне. Вокруг звери дикие, скот наш пугают, пастись не дают. Разреши, батюшка-царь, переселиться нам на новое, незаселенное место, где и пашни вдоволь, и луга заливные с клевером для скота, где в реке рыба разная плещется! А уж мы послужим матушке-России верно!
Царь-император повелел оставить горные угодья – пусть там зверь дикий спокойно живет, реки рождаются из родников да ручьев, а в лесной чаще, как пора настанет, казаки грибы-ягоды, орехи собирают!
Не прошел и год, как опять затянулись густым лесом поляны, что казаки корчевали под пашни да огороды, вновь зажурчали чистые родники по ущельям. Ожила природа-матушка!
А казаки погрузили на возы свое имущество да жен-детей, и отправились на новые места, где пашни вдоволь да выгонов-пастбищ, сенокосов не счесть. Вот так, говорят, и появилась невдалеке от реки Кубань, на берегу реки Сухой Аушедз станица-путешественница, которая свое имя в честь славного 16-го гренадерского Мингрельского Его Императорского Высочества великого князя Димитрия Константиновича полка сохранила. До сих пор живут там потомки тех казаков, хлеб да рис растят, рыбу в щедрой реке ловят. И внукам рассказывают, как их прадеды в давние времена из горных ущелий по разрешению царя-батюшки поселились на плодородной и благодатной земле. Это место, где хлеб растет, солнце щедро дарит тепло и уют хатам казачьим, дети рождаются казаками, чтоб казачьему роду не было переводу!

Добавить комментарий

Ограниченный HTML

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.