Многие из нас пользуются услугами такси. Но, садясь в машину, не все задумываются, насколько поездка окажется безопасной. Не думаем мы ни о состоянии транспортного средства, ни о профессионализме и физическом или психологическом состоянии водителя.

 

Зеленоглазое такси, не подведи

Официально работающие в сфере оказания услуг пассажирских перевозок службы такси проходят проверку со стороны местной власти и контролирующих органов вплоть до технического осмотра машины и медицинского осмотра водителей. Машины оснащены таксометрами. У таких служб есть лицензия, есть обязательства перед клиентом. В случае, например, некачественно оказанной услуги, грязного или прокуренного салона машины, хамского поведения водителя клиент может обратиться с претензиями как к руководству предприятия, так и в контролирующие органы. А если вы забыли в машине личные вещи, они найдутся.

Но есть у нас другая «армия» таксистов, которые работают нелегально, их еще называют «бомбилами». Спрос на них есть всегда, потому что их услуги обходятся дешевле. Они работают на себя, не платят налогов, но и за безопасность пассажиров не отвечают. И тут претензии предъявить уже некому.

Мы писали о том, что в Абинске по инициативе местных властей создана специальная рабочая группа из представителей власти, силовых ведомств, налоговой службы, которая сейчас разрабатывает «план боевых действий» для противостояния нелегалам на колесах.

Вычислить «бомбилу» непросто. Для этого нужны люди, которые были бы готовы сотрудничать с комиссией и выступать в роли клиента. Но городок маленький, все друг друга знают, и поэтому позиция «моя хата с краю» в вопросе выявлении нелегального такси срабатывает на все сто. Ну, а частники, зная это и надеясь, что друг, сосед, одноклассник не подведут, продолжают свою незаконную трудовую деятельность.

Точек, где «бомбилы» ожидают своих клиентов, в городе много. Это пересечение улицы Советов и проспекта Комсомольского (возле опорного пункта полиции), возле магазинов «Абинск сити», «Сто процентов». Возле магазина «Сто процентов» с одной стороны дороги стоят таксисты от официальных фирм, с другой обосновались «бомбилы». Вот в таком мирном сосуществовании живут и работают извозчики Абинска.   

Размер таксы у них практически одинаков и колеблется от 80 до 100 рублей за поездку по городу, некоторые «бомбилы» завышают ее до 120 рублей. Таксометров у них нет, и сумма, как говорится, берется с потолка.

У легальных таксистов более прозрачно. Сумма оплаты приходит в виде смс-сообщения на телефон, поэтому водитель уже не сможет завысить цену даже на рубль. Хотя некоторые из них идут на риск и берут пассажира, минуя диспетчера. Для многих людей непонятно, из чего складывается оплата за проезд в такси и что это за «посадочные» 35 (или более) рублей. Как пояснили мне таксисты, в 35 рублей закладывается амортизация машины по пути следования к месту вызова за клиентом и работа водителя. Эта сумма является среднестатистической на рынке пассажирских услуг, и в каждом городе она своя.

А ты вообще кто такой?

Даже несмотря на то, что среди таксистов идет жесткая конкуренция и каждый борется за своего пассажира (старается быть максимально вежливыми с клиентом, предоставляет детское кресло, перевозит домашних питомцев, учитывает отношение клиента к табачному дыму), некоторые водители не могут отказать себе в удовольствии нахамить. С этим я столкнулся, когда в одной из поездок сделал замечание водителю по поводу курения в салоне. В ответ услышал резкое: «Иди пешком и дыши свежим воздухом!». А когда стал интересоваться его фамилией, начался словесный обстрел.

Недавно подошел к «бомбилам», поинтересовался, платят ли они налоги за свою коммерческую деятельность. Кто-то молча уходил от ответа, а кто-то стал проявлять раздражительность, в итоге водители вышли из своих машин и встали напротив меня плотной стеной: «Тебе что больше всех надо? А ты кто такой вообще?..»

Люди на остановке не проявили никакого интереса. Более того, одна женщина, узнав причину стычки, сделала мне замечание: «Парни работают не от хорошей жизни. Значит, в семье нет достатка. Они вынуждены тут часами простаивать и ждать, и не каждый день для них удачный».

Почему они не выходят на «легальную» тропу? Как объясняют сами «бомбилы», были бы правила (начиная от покупки лицензии) приемлемы, работали бы «по-белому». 

– Я бы с удовольствием приобрел какую-то квалификацию и работал легально. Неуютно же годами работать вне закона, – сказал напоследок мой собеседник, назвавший себя Юрой.

Я поинтересовался у граждан, в какое такси они сели бы: в официальное или к «нелегалу». Большинство респондентов проявили безразличие, отметив, что главное для них – быстрее доехать до пункта назначения. Из оставшихся кто-то отдает предпочтение знакомым таксистам, кто-то пользуется услугами официального такси.

Через мобильное приложение

Мы узнали, что в Абинске появился сервис заказа такси через мобильное приложение. За разъяснениями обратились к руководителю этой службы – фирме «Каскад».

– Осенью прошлого года мы запустили в тестовом режиме мобильное приложение заказа такси. И оно себя оправдало. С 1 апреля такси в Абинске можно заказать через приложение. Минимальная стоимость поездки составит 60 рублей. Оплатить поездку можно будет наличными или банковской картой в приложении (сумма спишется автоматически в конце пути), – говорит Михаил Перевышин. – Сегодня в нашем городе частным извозом занимаются и частники. Они ведут нечестную игру на рынке услуг: зачастую в погоне за длинным рублем снижают стоимость проезда, перехватывают наших клиентов. Наша фирма работает открыто, официально. Мы платим все налоги, водители и техника перед началом работы проходят медицинский и технический осмотры. Все 59 водителей имеют специальное разрешение, дающее право заниматься пассажирскими перевозками.

Также он затронул вопрос безопасности:

– Пассажиры небрежно относятся к собственной безопасности. Ведь случись что в пути, частник за ваше здоровье и гроша ломанного не даст. Мы же помимо техосмотра машин, медосвидетельствования водителя, регулярных наставлений, предупреждений о недопущении нарушений ПДД, ввели новинку для контроля скоростного режима. Внедрена компьютерная разработка, которая при нарушении водителем нашего такси скоростного режима сразу же отключает таксометр. И водителю стало невыгодно лихачить.

На заметку

Как отличить легальное такси от нелегального? Кроме «шашечек» в салоне на видном месте должны быть бейдж с именем и фамилией водителя такси, фирмы, оказывающей услугу, и номер телефона контролирующей организации, куда клиент может позвонить. В противном случае ситуация «тянет» на штраф в 30 тысяч рублей.