В этом году школа №31 села Варнавинского стала победителем командных соревнований по шахматам «Белая ладья» среди школ Абинского района сразу в двух возрастных категориях.

Соревнования, организованные Домом детского творчества в конце октября на базе школы №38 г. Абинска, собрали учащихся школ, где работают шахматные кружки, а также проводятся занятия по шахматам в рамках внеурочной занятости. В старшей возрастной группе (дети 11-13 лет) лучший результат у команды школы №31, на втором месте – школа №38, команда школы №4 г. Абинска заняла третье место. В средней группе (дети 9-11 лет) в лидерах снова команда школы №31, второе место – у школы №38, третье – у школы №9 с. Светлогорского.  В младшей возрастной группе (дети до 9 лет) лучшие шахматисты обучаются в школе №3 г. Абинска, на втором месте – школа №38, на третьем – №30 п. Ахтырского.

Легко ли научиться играть в шахматы, почему ферзь важнее коня, а шахматный слон совсем не похож на слона? Обо этом мы расспрашивали лидеров прошедших соревнований – воспитанников Нины Улановой из школы №31. Федеральный проект «Шахматы в школе» реализуется здесь не первый год и, судя по всему, приносит неплохие результаты.

Игра в шахматы была придумана индийцами еще в VI веке. По одной из легенд приближенный деспотичного раджи создал ее, когда решил показать властителю, как мало он значит без поддержки и защиты подданных. Со временем эта интеллектуальная игра стала одной из самых известных и популярных на планете. Об этом мне рассказала учитель начальных классов Нина Уланова, а по совместительству руководитель кружка «Шахматы». Ну как после такой интересной предыстории не загореться желанием сыграть партию, другую? Правда, сходу сделать это человеку, никогда раньше не игравшему в шахматы, не так уж и просто.

– Вы как мои первоклашки, которые пришли на первое занятие и уже сразу хотят уметь играть, – улыбнулась Нина Сергеевна. – На самом деле шахматы – это довольно сложная интеллектуальная игра и дается она не всем.

Сама Нина Сергеевна игру королей освоила еще в детстве. Став мамой, привила интерес к ней своему сыну Никите, когда ему было шесть лет. Понравились шахматы и маленькой Злате. Сейчас у детей первый и третий юношеские разряды соответственно. Говорят, заработать их сложнее, чем получить пояс в борьбе. За два года своей работы в школе учитель подготовила еще двух разрядников: второй юношеский у Алексея Сундеева и третий у Никиты Радионова. Этим летом ребята стали призерами детского кубка России по шахматам. Там они научились записывать шахматные нотации, а также получили свой первый рейтинг в шахматной федерации. Таких результатов можно добиться лишь кропотливым трудом, многочасовыми занятиями и, конечно, практикой, уверена Нина Сергеевна.

На своих занятиях педагог использует все доступные средства: обучающие уроки и презентации, мультфильмы, видеоигры, рассказы об известных шахматистах и их уникальных партиях. На большой демонстрационной доске, которую школа получила вместе с семью наборами шахмат и часов по проекту «Шахматы в школе», вместе разбирают ходы и партии. Все это помогает учителю поддерживать в детях интерес к игре и не дает ему угаснуть, когда они сталкиваются с первыми трудностями. А вообще каждое ее утро в школе начинается с того, что она выносит в коридор две доски. На переменах и после уроков сыграть в шахматы может любой ученик. Желающих всегда много. Еще несколько шахматных досок находится в классе у учителя, и за ними зачастую разгораются нешуточные страсти.

Интересно

Слово «шахматы» в переводе с древнеперсидского языка означает «король умер». Шах – король. В ходе игры при нападении на короля говорят «шах», а «мат» означает, что король «умер».

Фото автора