Еще 16 июня корреспондент газеты «Восход» гулял по уютному Тбилиси, а через четыре дня, в ночь с 20 на 21 июня, Грузия попала в сводки мировых новостей из-за прошедших в столице беспорядков. Сейчас уже трудно поверить, что такой гостеприимный город в один миг может стать небезопасным. Но тем не менее, впечатлений от отпуска, проведенного в Грузии и Армении, столько, что хватит на несколько публикаций. Итак, едем в Грузию.

Горы, реки

Остались позади Краснодарский и Ставропольский края, Кабардино-Балкария и Северная Осетия, и наш автомобиль попал ночью в пробку перед российско-грузинской границей. Чтобы въехать наконец-таки в терминал для таможенного досмотра, понадобилось два с половиной часа. После преодоления нейтральной междуграничной полосы в несколько километров – грузинский пункт таможенного контроля. Здесь очередь на порядок меньше. И вот она, Грузия!

Восхищаться красотами местной природы смогли только ранним утром. Спать пришлось в автомобиле, но все неудобства компенсировали открывшиеся виды на перевал. Горные вершины с безумными высотами, альпийские луга, глубокие щели с бурлящими реками и чистейшим воздухом… Увиденное завораживает, сразу вспоминаешь Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал…».  Видами с Военно-грузинской дороги восхищались Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой. По ней в Тифлис везли тело убитого Грибоедова.

Преодолеть перевал, по которому проходит Военно-грузинская дорога, удастся, если вы не из робкого десятка. Особенно сложно водителям. Порой для поворота не хватает места. Но строители грузинских дорог предусмотрели специальные разворотные карманы. Кстати, о дорогах. Проехав по всей Грузии, можно, в принципе, назвать их хорошими.

Тбилиси

Город, который мог бы стать еще более масштабным, если бы не эти самые горы. Они словно руки обхватили столицу своими каменными объятиями. Проспект Руставели — Центральная аллея Тбилиси, протянувшаяся от площади Свободы до площади Руставели на полтора км. Улица эта – средоточие культурной жизни города, здесь расположены многие достопримечательности. Проспект был заложен в XIX веке, строительство проходило под началом князя Воронцова – наместника Российской империи на Кавказе. На проспекте Руставели всегда очень многолюдно, так как это место считается одним из лучших в городе для совершения прогулок.

Транспорта много, но ни о каких пробках речи нет. Все едут с приличной скоростью. Возле дома правительства какие-то граждане установили армейскую палатку, проводят пикетирование и сбор подписей под тенью вывешенных флагов США и Евросоюза. Замечено, что если гражданин – владелец отеля, учреждения или предприятия хочет выразить свою лояльность к властям, то помимо грузинского флага на фасаде размещает еще и стяг Евросоюза. Если говорить о национальном флаге, то в Грузии это культ. Его можно увидеть везде. Даже в прокате на детских машинках. Он на вершинах гор, территориях храмов. Также, как и крест.

В подземных переходах центра Тбилиси идет бойкая торговля. В том числе газетами и журналами. Можно приобрести российские издания «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» с приложением «В Грузии», а также местные русскоязычные газеты, как, например, «Тбилисские известия». 

В переходе много попрошаек. некоторые очень наглые. Русских туристов они вычисляют издалека, подходят, просят милостыню. Русская речь повсюду. Много и полицейских. На «Тойотах» они патрулируют центральные улицы. Кстати, полицейские участки располагают по всем главным дорогам. Сюда можно обратиться в любое время суток – номер телефона ночью горит огромными цифрами – «122».

Одна из главных достопримечательностей Тбилиси – 33-метровая колонна на площади Свободы со скульптурой Георгия Победоносца наверху. Георгий из чистого золота, сияет в солнечных лучах и виден на многие километры.

Еще одна достопримечательность – главный кафедральный собор Грузинской православной церкви Святой Троицы – храм Цминда Самеба. Его строительство началось в 1995 году, работы были приурочены к 2000-летию Рождества Христова и велись на народные деньги. Собор входит в десятку самых крупных православных храмов мира и поражает своими размерами. Сюда перенесена кафедра Католикоса Грузии. Отделка храма отличается роскошью, что не совсем в традициях Грузии, где церкви куда более скромны, даже аскетичны. Храм окружен парком с лебедями и павлинами, редкими кустарниками и деревьями. На территории построена звонница, бьют фонтанчики с питьевой водой. Они, кстати, есть по всему центру. Вода – вкуснейшая, оттого ею трудно напиться. К воде здесь отношение особое. Она воплощает в себе жизнь. По-над дорогами здесь не встретишь венков или небольших памятников погибшим в ДТП, как это бытует на Кубани. Здесь строят памятники с обязательным питьевым фонтанчиком. А всю Грузию и ее столицу пересекает ее главная водяная артерия – река Кура. На ней построено много гидроэлектростанций.

В Тбилиси особенно много туристов в так называемом «Старом городе», где сохранились старинные улочки с двухэтажными домами с деревянными балкончиками. Две части старого города соединяет современнейший мост Мира из стекла и бетона. Под ним – лодочная станция.

Местных бездомных собак можно не бояться. Большая их часть стерилизована, что подтверждает желтая бирка на правом ухе. Мусор пытаются собирать в городе раздельно. Даже в самом центре стоят пластиковые контейнеры с отсеками разного цвета.

Добираемся на правую часть города на фуникулере. Нужно только выстоять небольшую очередь. Все продумано для инвалидов и женщин с детскими колясками. На правобережье установлена 20-метровая фигура женщины с мечом и чашей, которую видно практически из любой части Тбилиси. Это символ Тбилиси – «Мать-Грузия», или «Мать Картли». Она построена в честь 1500-летия основания Тбилиси и символизирует грузинский характер. Находится монумент в нескольких десятках метров он крепости Нарикала – самой древней достопримечательности столицы. Она стояла уже во время основания Тбилиси в IV веке. А на левобережье на все это глядит гигантская скульптура Шота Руставели верхом на коне.

О ценах

Российские деньги меняли после пересечения границы и в центре Тбилиси. Курс примерно 1 лари к 24,5 рубля. Четыре поездки на фуникулере обошлись в шесть лари. Это с учетом что пришлось приобретать карту стоимостью два лари для передвижения на общественном транспорте: троллейбусах, автобусах и «желтых» маршрутках, а также метро. Одна поездка в подземке строит пол-лари (чуть больше 12 рублей). В метро можно ездить до полутора часов по одному билету. Объехать можно практически весь город – настоящая находка для мобильных туристов. Одна из центральных станций – «Авлабари». Интересна тем, что она прорыта среди серных источников внутри нее всегда стоит стойкий запах сероводорода. В самом метро все очень скромно, не сравнимо с пафосом московского метрополитена. На рыночках старого города можно приобрести чурчхелу за 1,5 лари, персики от 1,5 лари. Говоря о продуктах, нужно отметить их высокое качество и натуральность. Вкуснейшее молоко и сыр. А газированный «Тархун» как из детства стоит 12 рублей за стеклянную бутылку.

О памяти

Памятники и обелиски советским воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, встречаются довольно часто. Все находятся в нормальном состоянии, обкошены, покрашены. На одном из главных мемориальных комплексов близ Марнеули сейчас идет глобальная реконструкция. Заново укладывается тротуарная плитка, по-новому разбивается большой парк. 

О русских

Русскую речь, как уже говорилось, можно услышать где угодно. Особенно много русских в центре столицы. Некоторые магазинчики делают даже вывески на русском. А вот при посещении одного из кафе (многие из-за недостатка места на улочках и тротуарах располагаются на крышах домов, террасах) у нас возникли проблемы. Меню на русском или английском языке не оказалось. А названия блюд фотографиями не иллюстрировались. Благо официант немного говорил по-русски и возникшую проблему удалось решить. В другом небольшом кафе при отсутствии посетителей удалось поговорить с пожилой буфетчицей. Она работает одна в смену. Сама готовит, убирает и рассчитывает посетителей. С утра до ночи. Тяжело, говорит, но нужны деньги. За смену зарабатывает 20 лари. Много это или мало, судите сами. Но судя по грустному виду женщины, сумму надо бы увеличить.

На центральную площадь, где делают селфи десятки туристов, подошла группа подростков. На английском попросили их сфотографировать. Сфотографировал, вернул смартфон. Они поблагодарили. Ответил им по-русски: «Не за что». И тут ребята оживились, обрадовались! Оказывается, они из Калуги.

На альпийских лугах сразу на спуске увидели остановочный «карман». Рядом стоял «Лэнд Крузер» с турецкими номерами. Трое мужчин перекусывали. Увидев нас, самый старший из них с акцентом на русском пригласил с ними перекусить. «Земляки, подходите, угощайтесь! Сами мы из Сочи». Поблизости протекает ручей из ледников. Вода реально ледяная, больше нескольких минут в ней невозможно стоять босым. Напились и взяли с собой во все емкости, что нашлись в автомобиле. Получилось 20 литров.  

Вообще, как показалось, к русским отношение хорошее. Видя на автомобиле российские госномера с триколором, водители часто делали уступки, прощали незнание дороги. Информация на дорожных знаках дублируется на английском языке. Только теперь начинаешь понимать, насколько иностранцам некомфортно в провинциальных российских городах, где на знаках используется только русский язык.