4 августа вступил в силу закон № 320-ФЗ о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций. Нововведения предусматривают возможность граждан страховать свое жилье от чрезвычайных ситуаций, включающих в себя не только природные аномалии, но риски техногенного характера (к примеру, взрыв бытового газа, залив квартиры и пр.).В пилотном режиме принятый документ заработает лишь в 14 субъектах Российской Федерации, в том числе, в Краснодарском крае. Новые правила гласят, что в случае ЧС владелец застрахованного жилья получит компенсацию за ущерб, нанесенный стихией, не только от государства, но и от страховщиков. Предполагаемая стоимость базового полиса страхования обойдется гражданину примерно в 300 рублей в год, а выплаты страховщиков в случае полного разрушения жилья в результате ЧС составят не менее 300-500 тыс. рублей. Если убытки превысят установленную ценовым коридором сумму, доплаты будут осуществляться из регионального бюджета.

Предполагается, что при запуске в работу нового закона, граждане в своих квитанциях на оплату ЖКУ обнаружат новую строчку – «Страхование жилья от ЧС». Однако, покупка страховки будет добровольной, для этого достаточно хотя бы один раз ее оплатить по квитанции. Поэтому, если гражданин даже ошибочно однажды оплатил ненужную ему услугу, это будет означать заключение сделки страхования и последующей обязанности ежемесячной оплаты страховых платежей.

По мнению депутата Госдумы РФ, члена Центрального штаба Общероссийского народного фронта Натальи Костенко, важно, чтобы о новых возможностях по защите своего имущества при наступлении стихийного бедствия граждане узнали не из своих квитанций. Проблема, по ее словам, в том, что на сегодняшний день вступивший в силу закон о страховании жилья еще нежизнеспособен, поскольку для его реализации до сих пор не подготовлены необходимые подзаконные акты, как на федеральном, так и региональном уровнях.

«Для запуска добровольного страхования жилья от ЧС важно, чтобы до потребителей была доведена вся необходимая информация о приобретаемой ими страховой услуге, особенно в тех населенных пунктах, которые априори подвержены наводнениям, подтоплениям, смерчам и пр. А именно: люди должны четко понимать, какая именно страховая компания будет оказывать им эти услуги, какие страхуются риски, какой максимальный размер ущерба при ЧС будет компенсироваться, каков порядок получения выплаты и т.д. Направление квитанций на оплату услуг ЖКУ с новой страховой услугой без раскрытия вышеуказанных сведений не сможет предопределить добровольный и правильный выбор граждан, а значит, будет ущемлять их права как потребителей страховых услуг, в том числе — право на получение полной и достоверной информации о приобретаемой услуге (ст.10 ФЗ «О защите прав потребителей»). В результате такой подход вызовет отторжение людей от этой в целом полезной услуги», пояснила Наталья Костенко.

Чтобы не допустить нарушения прав потребителей в результате продажи неясных страховых услуг, Наталья Костенко рекомендует жителям края осознанно, а главное добровольно вступать в страховые отношения. Во избежание покупки ненужной страховки и оплаты дополнительных расходов, перед заключением страховой сделки необходимо детально изучить все условия страхования.