Работать, чтобы заработать. Работать, чтобы заявить о себе. Работать – для души. Каждый находит свое. Главное, чтобы работа нравилась, говорит механизатор Александр Сафонов. Его я встретила на территории агропредприятия «Кубань», которое располагается в хуторе Свердловском Федоровского сельского поселения. Он и еще несколько человек крутились у техники.

День был посвящен ремонтным работам. Техника тоже устает, заявил собеседник. Александр Александрович трудится на предприятии почти 10 лет. Ездит на работу из Мингрельской,

– Нас возят, – говорит Александр Сафонов. – Обеспечивают спецодеждой, инструментами, горячим питанием. Приезжим предоставляют жилье.

Пока механизаторы попозировали на фотокамеру, поинтересовалась, где можно найти руководство. Сказали, где-то здесь – делом заняты. И отправилась посмотреть рабочую столовую. У плиты суетилась повар Ирина Анатольевна Агеева. В этот день на обед борщ, плов, пирожки, компот.

В столовой я встретила Сергея Михайловича Громова.

– Мы вас ждали с утра пораньше, вас уже опередили, – сразу сказал он (о встрече мы договаривались на девять, но пришлось задержаться – авт.). – А сейчас Михаил (руководитель хозяйства Михаил Громов – авт.). занят, к нему приехала комиссия с Краснодара. Я уже не главный здесь, полтора года назад бразды правления передал сыну, а сам ушел на заслуженный отдых. Но, – улыбнулся, – могу ответить на ваши вопросы.

– Михаил Сергеевич справляется?

– Да вроде получается. Если что – подскажу, направлю. Он с детства приучен к труду. Все время, будучи даже пацаном, находился рядом со мной, как и я в свое время рядом со своим отцом. Я учил Мишку, рассказывал и показывал, как хлеб растет, откуда рис берется, сколько стоит вырастить урожай и сколько денег можно выручить за него, когда лучше продавать, как не прогореть и так далее. Окончил вуз и вернулся домой. Конечно, мог бы и в городе остаться, но сам говорит: пап, да что там, в городе, выросшему на селе делать? Здесь можно кем-то стать, а там скорее потеряешься среди многих таких, ищущих себя. Разве не так? И хорошо, что вернулся. А то кому бы я дело передал? С собой еще товарища, с кем вместе учился в институте, заманил. Никита Алексеевич работает у нас агрономом. Толковый парень. Мы его жильем обеспечили.

– Значит, это правда?

– Что правда?

– Что квартиры даете?

– Даем. Вот недавно с Челябинска три семьи приехали, устроились к нам на работу, мы выделили квартиры. У них по четверо детишек, представляете?! Радует.

– Сергей Михайлович, а кто на этих фотографиях? – в разговоре я то и дело посматривала на старые фотографии, которые висят в столовой.

– Здесь первые жители хутора. Среди них и мои дедушка с бабушкой. Вот они, и вот здесь они, а это мама совсем юная с дедушкой моим. А вы знаете, что нашему хутору, как и району, тоже 95 лет? Давайте за хутор скажу. Уже были по соседству и Жаркевичи, и Косовичи, и Веселый, когда на этом месте стали выдавать людям земли. Дедушка с бабушкой тоже обзавелись землей, построили домик. Хаты сначала были турлучные, потом из самана стали делать, ну, сейчас-то из кирпича.  Так вот, у дедушки с бабушкой моя мама родилась. А у нее родился я. У отца корни сибирские. Мама с ним познакомилась, когда работала в Выселках заведующей овощной базы. Как отец, служивый на тот момент, оказался там… Про деда-сибиряка знаю, жил в деревне, в 200 километрах от Канска, трудолюбивый был. В 1934 году его и двух братьев раскулачили. Дед с женой и тринадцатью детьми ушел в тайгу.  Осенью вышли из леса и обосновались в Канске.

– С чего начиналось ваше хозяйство?

– Я с родителями жил в поселке Черноморском, в хутор к дедушке с бабушкой переехали, когда я учился в третьем классе. Это был 1966 год. Родители устроились работать в колхоз. Тогда все в колхозе работали. И детям всегда работа была. Я коров пас. После восьмого класса окончил Брюховецкий техникум, потому ушел в армию, после армии поступил в институт. Работал управляющим. Ездил по обмену опытом в Германию на девять месяцев. Приехал, вот, думаю, покажу людям, как у них все устроено на западе, но колхоз наш приказал долго жить. Развалился, одним словом. В 1992 году мы с отцом организовали крестьянское хозяйство. Начинали с 54 гектаров земли. Сейчас у нас две тысячи сто гектаров. Выращиваем рис, пшеницу – это основные культуры, немного сои. В хозяйстве трудятся порядка 15 человек.

– Легко найти работников?

– Честно скажу: сейчас после техникума ребята часто слабые приходят. Не знают, с какой стороны к технике подойти. А техника у нас серьезная. И на одного – несколько единиц. Хотя толковые парни тоже есть, на ходу учатся. После Ахтырского у нас работает один парень. Мы ему технику выделили, квартиру дали. Старается. Текучки у нас нет. Приходят люди и остаются. Надолго.

– Со сбытом есть проблемы?

– Сбывать продукцию пока что получается. Проблемы, конечно, есть, разные. Но, в целом-то я рад, что именно таким образом сложилась моя судьба, что сын пошел по стопам, взялся вести начатое мной и дедом дело. Иногда задаюсь вопросом: для чего мне это надо? А ответ всегда один и тот же: для души. И думаю, Мишке тоже.

Фото автора