19.10.2017, Четверг, 10:29
 
Главная » »
10:36

В Абинске открыт памятный знак на месте гибели летчиков в годы Великой Отечественной войны

28 января 1943 года в Абинске, на месте, где сегодня пересекаются улицы Володарского и Свободы, упал горящий самолет. Весь экипаж бомбардировщика В-3 «Бостон» погиб: старший лейтенант Алексей Карелин, младший сержант Александр Фенин, младший сержант Иван Дидович и сержант Лев Меламед. Раньше на месте падения была установлена памятная доска, теперь – памятный знак в виде крыла самолета из камня с мемориальной табличкой с именами погибших летчиков. Одним из инициаторов его создания выступил педагог дополнительного образования Дома детского творчества член ККОПО «Кубанский плацдарм» Виктор Пономарев. Виктор Петрович со своими воспитанниками провел большую работа по обнаружению и подъему советских самолетов, погибших в небе Кубани во время грандиозного воздушного сражения 1942-1943 годов. Представляем материал одного из этих исследований В. П. Пономарева.

Экипаж старшего лейтенанта Алексея Петровича Карелина воевал в составе 63-го краснознаменного Керченского авиационного бомбардировочного полка. 23 октября 1942 года полк прибыл на Кубань и вошел в состав 132-й авиадивизии 5-й воздушной армии. Перед этим полк вместо сильно устаревших СБ получил новенькие американские бомбардировщики А-20. В Советском Союзе они именовались В-3 «Бостон».

Прибыв, дивизия с ходу включилась в боевые действия на Северном Кавказе. Во время сражения за Туапсе «Бостоны» в течение октября – ноября 1942 года неоднократно наносили разящие удары по наступающим на город фашистам. С начала января бомбардировщики базировались на аэродроме Адлера. Наступал перелом в ходе Великой Отечественной войны. В Сталинграде советские армии соединились в районе Малахова кургана. Воронежский и Брянский фронты окружили крупную группировку противника, состоявшую из 10 дивизий. Командование активно готовилось к наступлению и на Северо-Кавказском фронте. Главной задачей на этом этапе было нанести как можно больший урон тылам противника. Эту задачу должны были решать бомбардировочные полки. Командир 63-го полка подполковник В. В. Тоцкий получил свежие данные воздушной разведки района железнодорожной станции Абинская. На снимках было хорошо видно скопление вражеской техники и цистерн с горюче-смазочными материалами. Штаб полка быстро разработал операцию по уничтожению объекта. Ответственное задание было поручено звену старшего лейтенанта А. П. Карелина.

И вот ранним морозным утром 28 января 1943 года три наших «Бостона» поднялись с адлерского аэродрома и взяли курс на Геленджик. Через час они уже пересекали Главный Кавказский хребет, держа направление на станцию Абинскую. Когда звено Карелина вынырнуло из облаков и стало заходить в атаку, немецкая противовоздушная оборона открыла яростный огонь. Несмотря на ураганный зенитный огонь, самолеты вышли к указанной цели и сбросили бомбы на фашистские эшелоны с горючим и танками, нанеся им огромный урон. Раннее зимнее утро над Абинской осветилось огненным заревом разлитого топлива и перевернутых танков. Задание было выполнено на отлично и бомбардировщики стали ложиться на обратный курс. На разворотном вираже самолет Карелина получил прямое попадание зенитного снаряда в левую плоскость крыла.

Другим «Бостонам» удалось уйти от огня зенитных орудий, а машина Карелина стала падать, все больше охватываясь пламенем. В последние мгновения жизни экипаж пытался дотянуть до конца станицы, чтобы не упасть на жилые дома. Никто из летчиков и не пытался покинуть горящую машину. Пилоты предпочли плену смерть.

Самолет упал в Абинске, на углу улиц Свободы и Володарского, на участок Дарьи Терентьевны Семенко. Сейчас это улица Свободы, дом №104. К упавшему бомбардировщику сразу стали сбегаться местные жители, невзирая на бушевавшее пламя, пытались вытащить летчиков из кабины. Но немецкие и румынские солдаты быстро оцепили место падения и штыками отогнали жителей. Мародеры-румыны стащили с летчиков меховые кожаные комбинезоны, сняли одежду, бросили их тела в огонь. Позже Дарья Терентьевна похоронила обгоревшие останки летчиков на своем участке.

Среди очевидцев трагедии был пятнадцатилетний Володя Никулин, который обнаружил отлетевший в сторону штурманский планшет, в котором находился блокнот с фамилиями экипажа. Командир – старший лейтенант Карелин Алексей Петрович, 1908 г. р., уроженец г. Наро-Фоминска Московской области, штурман – младший лейтенант Фенин Александр Григорьевич 1919 г. р., уроженец станицы Белая Калитва Ростовской области, стрелок-радист младший сержант Иван Киприянович Дидович, 1921 г. р., уроженец Каменец-Подольской области, станица Волочинск, воздушный стрелок – сержант Меламед Лев Павлович 1919 г. р., уроженец Могилевской области, местечка Рясна, Дрибинского района.

Уже после войны Володя Никулин поступил Краснодарскую спецшколу ВВС №12, а затем окончил авиационное училище и стал военным летчиком. Д. Т. Семенко много лет ухаживала за могилой летчиков, пока не переехала к внучке в Краснодар. Продолжила следить за захоронением ее соседка, Анна Васильевна Черненченко, по инициативе которой 23 апреля 1977 года было произведено торжественное перезахоронение останков героев в братскую могилу на городском кладбище №2. При этом присутствовали Владимир Григорьевич Никулин и И. Г. Новиков – однополчанин экипажа. При самом активном содействии А. В. Черненченко в 1992 году была установлена мемориальная доска на месте их гибели по улице Свободы, дом №104.

Много лет на стене дома по улице Свобода №104 находилась памятная доска с именами героев, напоминая и взрослым, и школьникам о тех, кто когда-то отдал свои молодые жизни, защищая нашу Родину. Новые владельцы дома после ремонта сняли доску и не захотели ее восстановить. Тогда поисковики из абинского отряда Краснодарской краевой общественно- поисковой организации «Кубанский плацдарм» решили обратиться к главе городского поселения П. П. Мироненко с просьбой установить памятный знак.

Категория: Мои статьи | Просмотров: 21 | Добавил: Админ