Коренная абинчанка Мария Павловна Бурова 5 декабря отметила вековой юбилей.

Мария Павловна родом из казачьей семьи. Родилась в станице Абинской. В 8 лет пошла в школу, а в скором времени учебу пришлось бросить, так как не стало мамы, и младшие братья остались на ее попечении – Маша была самой старшей из детей. А следом сгорел и семейный дом. Женщина помнит, как по станичным улицам ездил грузовой поезд – 4 вагончика возили гравий, из его трубы как раз и выскочила та искра, которая подожгла их жилье. Дома в это время делались из камыша, поэтому сгорело все быстро. Потом еще неделю тлело зерно, припасенное в одной из комнат. Сосед пустил семью перезимовать.

30 годы. В стране было неспокойно. Весной, по воспоминаниям Марии Павловны, пришли люди забирать зерно, никто не посмотрел, что четверо детей, и зерно горелое. Через время, конечно, часть его вернули. Этим семья и питалась. Женщина помнит, как складывали зерна в тряпочку, а потом молоточком разбивали и варили из этой смеси кашу.

Дед Марии жил на хуторе, и из-за того, что сыновья были казаками, ему сожгли дом. Но семья Лузан (девичья фамилия героини) переехала в населенный пункт, где жил родственник. Там построили временную хату из глины и соломы, ютились в одной комнате с лошадьми. Потом папа нашел новую жену из Ставропольки (хутор в Крымском районе), у нее было трое детей своих, а после свадьбы родился еще один. Папа устроился работать в колхоз, и Мария работала с ним.

Когда пришла война…

Примерно в 1939 году отца не стало, а в 40-м семья Лузан вернулась в Абинскую. Старший брат Марии Иван и старший сын мачехи ушли в армию. В 41-м брата отправили на войну. Первое время писал письма, а потом перестал. Как оказалось, он попал в плен к немцам и его отправили работать в шахту. Когда он пришел после войны, рассказывал, что пытался поднять бунт, но его немецкие солдаты побили и несколько месяцев он лечился. Друзья помогали ему, ухаживали, кормили. После освобождения из плена Ивана определили в штрафбат, а потом оправдали. Он женился и увез семью жить на север.

А тогда, в 1941 году, когда началась война, Марию и ее мачеху отправили в хутор Аушед. Девушка копала окопы, а мать – кухарила. 2 месяца пробыли там, а перед Новым годом насыпало много снега и их отправили домой. Тогда абинчанка продолжила работу в колхозе, и параллельно ходила под Ахтырку копать окопы.

У Марии дома оставалось 2 младших брата Сеня и Федя. Старшего тетя отправила учиться в Сочи, потом его перевели в Новороссийск, чтобы был поближе к семье. А с началом войны студентов эвакуировали, и он по пути сошел с поезда, вернулся домой: «Маруся, я больше не пойду туда». Перед приходом немцев в станицу всю молодежь забрали и начали эвакуировать, но эшелон не дошел до Краснодара, так как враг уже перекрыл дорогу. Сеня сбежал в лес, и его взяли на службу в советские войска, так как ему было 17 лет, а после войны он вернулся домой.

В начале войны Марии шел 20-й год, но она была «маленького роста, худенькая, замученная, грязная» – такой себя запомнила женщина.

Мария Павловна говорит, что они с братом только начали строить новый дом, как в 1942 году немецко-фашистские войска оккупировали Абинск, завезли военную технику. У людей забрали все: зерно, животных, дома.

– Зашел немец во двор, а собака лает, – продолжает рассказ Мария Павловна. – Он потребовал убрать животное и тут же, не дожидаясь исполнения приказа, убил его. Полилась кровь, он приказал мне все убрать. А после и вовсе выгнал нас из дома.

Девушка пошла к тетке за речку, а ее самый младший Федя был уже там.

Перед освобождением

Когда началось наступление Советской армии, немецкий оккупант начал гонять оставшуюся молодежь копать окопы. Работали две недели подряд. Теткина дочь Женя рассказала Марусе о подслушанном разговоре немцев, что всех погонят из станицы, и предложила найти способ сбежать из колонны. Мария Павловна помнит, как будто это было вчера, что бежала, не помня себя. Так и спаслась. Пришла домой, а Женя уже дома. А на следующий день узнала, что конвой с абинчанами погнали до Крымска, а куда потом отправили, неизвестно.

В марте 1943-го немцы, уходя, вывезли все, что смогли, и заминировали все дороги.

Перед 23 марта в населенный пункт зашли русские солдаты. Мария преду-предила их, что по дороге к речке везде мины. Минеры обезвредили все опасные места. Снаряды лежали открытые, а Федя набрал несколько каких-то палочек неподалеку и спрятал. Как выяснилось позже, это были взрывчатые вещества.

После освобождения Мария Лузан пошла работать в прачечную, вместе с другими станичниками стирала солдатские вещи. Старшина увидел в доме девушки швейную машину, и сказал, что Маруся будет латать белье. Примерно 9-10 месяцев работало производство. Потом под Крымскую по ночам своим военным носили снаряды: по полю, грязи.

Как-то в Абинскую приехал поезд с мукой, жителей отправили его разгружать. Мария держала «чувал» (мешок), а солдат насыпал. В один миг налетели самолеты и начали обстреливать, вагон разлетелся и солдат погиб, на девушку полетели брызги крови, вокруг дым. Мария Павловна вспоминает, как упала в муку, не понимая: жива она или нет. Подбежали военные, эвакуировали всех выживших, так как ожидался еще один налет, отправили всех в поле за консервный завод.

– Пришла домой, Федя говорит: «Может больше не пойдешь?». А я не могу все так бросить, надо же помочь, – негодует женщина.

Неожиданно  случилось еще одно несчастье: младший брат начал играть с ранее припрятанными палочками, и произошел взрыв, ему оторвало несколько пальцев и обожгло тело. Две недели его лечили в Краснодаре, после Маруся сама ухаживала за ним дома.

Уезжая, советские военные предлагали Марии Павловне поехать с ними, но она осталась дома, так как была нужнее своему брату здесь.

Недалеко один из жителей станицы открыл швейную мастерскую по пошиву военной одежды, Мария пошла работать к нему, а параллельно подрабатывала в колхозе.

Богатая бабушка

Когда кончилась война, пришел с фронта сосед – Василий Буров. Молодой и крепкий парень – прошел Финскую войну и дошел до Берлина во время Великой Отечественной войны.

– Я его немного знала, он на год старше был. Мы год дружили. И потом он предложил пожениться, – так о своем супруге говорит женщина.

На вопрос: в чем секрет долголетия, Мария Павловна загадочно улыбнулась и сказала, что никакого секрета нет, во всяком случае, она об этом никогда не задумывалась.

А в последнее время все чаще мелькают в воспоминаниях прожитые годы… В 1933 году лепили лепешки из бурьяна, а в 46-м – работали в Абхазии – раз покормят мамалыгой и все. Проработали год и вернулись в Абинскую, пошли работать на маслозавод. Потом родился Алешка, а после него еще Павлик, Люба, Вера, Надя, Вася и Рома – 7 деток. Больше 20 лет проработала на швейной фабрике на массовом пошиве. Сегодня, в свои 100 лет Мария Павловна продолжает выходить с тяпкой в огород, а дочки наводят ей красоту: красят ногти, наносят макияж, делают прически. Сейчас у Марии Павловны 13 внуков, 12 правнуков и 2 праправнука. Разъехались все по России, но приезжают к бабушке в гости, проводят лето у нее. Как говорит женщина, все ее счастье, любовь и радость в них – в детях.