24 июня в Москве пройдет парад в честь 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне

75 лет назад в этот день состоялся легендарный исторический парад победителей на Красной площади. Тогда по Красной Площади шли бойцы, защищавшие Москву, Ленинград, сражавшиеся под Сталинградом, Курском, бесстрашно освобождавшие нашу родную Кубань, Крым, города Европы. О том грандиозном параде нам рассказывали наши ветераны, непосредственные его участники: Дмитрий Иванович Шевченко и Иван Ефимович Макарец. Иван Ефимович, в составе 20-й горнострелковой дивизии, освобождал от немецко-фашистских захватчиков города и села Краснодарского края, в том числе нашу станицу Абинскую, а также Украину, Польшу Чехословакию, Германию. Войну закончил в Праге, в должности командира взвода контрразведки «Смерш» 101 стрелкового корпуса в звании старшего лейтенанта. Награжден орденами: Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалями: «За отвагу», «За освобождение Кавказа», «За освобождение Праги», юбилейными медалями. Фронтовик всегда охотно рассказывал о сражениях с фашистами, делился воспоминаниями об участии в военном параде Победы в Москве 24 июня 1945 года:

Мне повезло участвовать в параде Победы.  Был довольно жесткий отбор и офицеров, и солдат: учитывались подвиги и заслуги, должен был соответствовать облику воина-победителя и внешний вид кандидата, рост –  не менее 170 см, возраст – до 30 лет. Многим было это обидно. Но таков был приказ генерального штаба. Мне было тогда 23 года, подходящий рост и вид.  Были сформированы сводные полки, численный состав в каждом из них был до 1465 человек и десять запасных, говорит Людмила Грищенко, председатель пресс-группы Абинского РСВ.

…В Москву мы прибыли за 13 дней до парада на спецпоезде. Почему так рано?  Потому что каждый день мы участвовали в репетициях, 23 июня – генеральная.  Казалось, что во все дни подготовки к главному параду, наряду с торжественностью, царила и напряженная обстановка. Ведь согласно приказу, каждый сводный полк должен был нести по Красной площади 36 знамен самых отличившихся частей и соединений своего фронта. Эти боевые знамена должны были часовые бдительно охранять. Очень большая ответственность.

 Еще один участник парада 1945 года – гвардии старший сержант Дмитрий Иванович   Шевченко. Служил в 355 батальоне аэродромного обслуживания с апреля 1941 года по август 1947 года. В 1945-м ему было 23 года.  В батальоне он и еще несколько бойцов были отобраны для участия в параде Победы в Москве. Это была для него большая честь и доверие. На встречах школьники интересовались, как проходили репетиции, что запомнилось, произвело впечатление. Дмитрий Иванович вспоминал:

Очень запомнилась строевая подготовка. Нас муштровали каждый день две недели подряд. Все должно было быть идеально. Нас предупредили, что накануне парада будет генеральная репетиция. Все высшее командование будет смотреть, оценивать: полковники, генералы, сам маршал Жуков. Подвести нельзя. Мы маршировали так, что гимнастерки были мокрыми от пота. Но все были молодые и усталости не чувствовали. Только радость победы над фашистами нам давала необыкновенную силу.                                                                                                                                     

Все участники парада получили специально сшитое по случаю обмундирование нового образца. Для маршалов, генералов и офицеров были пошиты мундиры цвета морской волны и впервые надеты именно на этом параде. Все должно было произвести потрясающее впечатление: выправка победителей, обмундирование, награды. 

Ветераны рассказывали, что на параде было много необычного, неожиданного даже. Например, танкисты маршировали в танковых комбинезонах и шлемах. Это, по сути, рабочая одежда. К комбинезонам были прикреплены знаки отличия. Таким образом организаторам удалось выделить танкистов, ведь по этой форме их сразу узнавали.

День 24 июня м ждали с большим волнением, — вспоминал Иван Ефимович. – Но уже с утра над Москвой было пасмурно, моросил дождь. А за 15 минут до начала парада пошел дождь, перешедший в ливень. Было ощущение, что небеса, природа оплакивают погибших на полях сражений в этой долгой и страшной войне. Все промокли до нитки.

 Из-за ливня отменили воздушную часть парада. Все 216 самолетов стояли на аэродромах. Демонстрация трудящихся тоже не состоялась. Но, несмотря на ливень, люди не расходились. Они с восхищением смотрели на героев войны.                                                                                  Ровно в 10 часов утра на Красной площади появился принимающий парад маршал Советского Союза Георгий Жуков. Он выехал из Спасских ворот на серебристо-белом коне. Навстречу на вороном коне выехал командовавший Парадом маршал Советского Союза Константин Рокоссовский. Оба великих полководца великолепно держались в седле.

Это было необыкновенно волнующее зрелище. Сердце бешено колотилось в груди, — вспоминал Дмитрий Иванович Шевченко.

 Еще бы. Многие видели прославленных маршалов впервые. В абсолютной тишине звучали четкие слова рапорта маршала Рокоссовского и парадная речь Жукова. И все это под проливным дождем.

Что еще запомнилось ветеранам?

    — Всем знакомы кадры документального фильма, где солдаты бросают немецкие знамена. Но не всем известно, что идея выноса этих трофеев на Красную площадь принадлежала лично Сталину: «Надо с позором повергнуть их к ногам победителей». Была сформирована рота из 200 «носильщиков», — так прозвали тех, кто выносил трофейные немецкие знамена. Во время репетиции солдаты и офицеры этой роты бросали на землю вместо знамен длинные деревянные жерди, да так, что они в щепки разлетались. Говорили, что сначала бойцы наотрез отказывались брать в руки вражеские знамена, как заразу. Тогда было решено срочно пошить специальные плотные кожаные коричневые перчатки для «носильщиков» гитлеровских штандартов. Вынос на Красную площадь 200 немецких знамен и штандартов стал кульминацией исторического парада. Эта часть парада произвела потрясающе сильное впечатление на всех гостей, сидящих на трибунах Красной площади. Среди приглашенных были Герои Советского Союза и Социалистического труда, иностранные дипломаты и военные атташе разных стран мира.

К вечеру дождь прекратился, распогодилось. На улицах Москвы продолжился праздник. На площадях играли оркестры, выступали артисты. Народ ликовал. Люди любовались 26-метровым «Фонтаном Победителей», который был специально сооружен в честь парада Победы на Красной площади. Он состоял из четырех каскадов и был украшен цветочными вазами. Все торжественно, помпезно (после торжества фонтан был, кстати, убран).

Скромно ветераны рассказывали о приеме в честь участников парада Победы в Большом Кремлевском дворце на следующий день, 25 июня. Солдаты и офицеры – в Грановитой палате, а полковники, генералы, маршалы – со Сталиным в Георгиевском зале. Всем была объявлена благодарность.

Историческая справка.

Московский парад Победы 1945 года должен был начаться с выноса Знамени Победы, которое было водружено над Рейхстагом Неустроевым, Самсоновым, Егоровым, Кантария и Сьяновым, но этого не случилось. На генеральной репетиции 23 июня капитан Неустроев нес знамя, вероятно, не очень четко чеканя шаг, он прихрамывал, так как был ранен в правую ногу. Последовал приказ маршала Жукова знамя на парад не выставлять. Его передали на хранение в музей Вооруженных Сил и вынесли на Красную площадь в следующий раз 9 мая 1965 года.

Парад Победы продолжался 2 часа 20 минут, прошел точно по плану, ни одного сбоя. По Красной Площади прошли сводные полки десяти фронтов и сводный полк, представлявший Военно-морской флот. В параде участвовали 24 маршала, 249 генералов, 2536 офицеров, 31 116 солдат и сержантов. По Красной площади прошли 1850 единиц боевой техники. Едва последние шеренги сводных полков миновали Мавзолей, как торжественная музыка сменилась сухой барабанной дробью, под аккомпанемент которой к Мавзолею двинулась удивительная колонна: 200 советских солдат несли склоненные до земли боевые знамена побежденных фашистских дивизий. Под гром барабанов солдаты, твердо печатая шаг, поравнявшись с Мавзолеем, четко повернулись к нему и швырнули вражеские стяги к его подножию.