У каждого из нас есть биография. У молодых – еще короткая, только в начале профессиональной или творческой жизни, у других она занимает насколько страниц.

И ее размер, конечно, прямо зависит от размера жизненного пути. В каждой биографии всегда есть страницы яркие – успехов и достижений, бывают и горькие – черные, с бедами и неприятностями.

Конечно, и биография каждого населенного пункта тоже бывает разной, но всегда его жители гордятся своей малой Родиной, стараются видеть ее красочной, интересной и очень давней, полной тайн, легенд и историй…

Скифская великая богиня

История Абинска, как города, начинается с в 1963 году с указа о присвоении станицы Абинской статуса города. Официально же отсчет в городе начинают с заселения Азовскими казаками в 1863 году вновь образованной станицы Абинской. Но справедливо ли это?

Гораздо раньше – в 1829 году – в результате русско-турецкой войны Россия вышла на берега Черного моря, основала на его Кавказском берегу новые порты и укрепления при них. Снабжение новых российских укреплений в то время было возможно только по морю, так как немирные горцы в то время заселяли Закубанье и постоянно нападали на приморские укрепления. Чтобы гарантировать жизнь и постоянное снабжение войсками, припасами новых морских гаваней в 1834 году началось строительство Геленджикской кордонной линии от Ольгинского тет-де-пона и до нового российского порта. Генерал Вельяминов, прокладывая новую, сухопутную дорогу, для охраны сообщений на трассе по берегу реки Абин в 1834 году основал в удобных местах военные укрепления. На границе равнины и гор – Абинское укрепление, названное по имени реки, а в самом центре гор, где в долине смыкаются три ущелья, по которым текут реки Абин, Адегой и Шапарка – Николаевское укрепление. Этот год и можно считать временем рождения города Абинска.

Но эти укрепления существовали недолго: Николаевское было захвачено в 1840 году немирными горцами и разрушено, а Абинское выдержало многочисленные нападения, устояло перед врагом, но было ликвидировано в 1854 году, так как Россия временно ушла с Кавказского побережья.  И все же год основания укрепления совершенно справедливо тоже можно считать датой рождения города.

Казалось бы – вся история Абинска укладывается в короткие 150 с небольшим лет. Но ведь люди жили здесь на протяжении многих тысячелетий, на берегах рек, в горах и на равнине – тысячи курганов разных эпох, в горах – многие сотни, а то и тысячи дольменов, следы многих поселений разных народов, живших здесь. Конечно, об этих народах сохранились весьма отрывочные сведения от греческих, латинских и арабских историков, путешественников, литераторов. Но и они позволяют раскрыть некоторые тайны, скрытые веками и тысячелетиями от нас, жителей 21 века. И одна из этих тайн – имя реки и с ним – города Абинска… 

Еще недавно распространенным мнением об имени реки Абин, а с ней, и города Абинска, был перевод названия то с адыгейского, как «мертвая, мутная вода», или с турецкого, как «гиблое место». Мол, побывало здесь войско турецкое, подхватили воины какую-то заразу в этих местах, потому, перед побегом из этого «гиблого места», и назвали так реку. 

К счастью, это глубокое заблуждение!

Нет на Кубани другого населенного пункта, который мог бы сказать, что его название уходит в глубь времен на многие тысячелетия. Мало этого, носит еще и сакральное, славное имя великой богини. Удивительно, но это подтверждают ученые музея имени Фелицина, которые изучали топонимику Краснодарского края. Они выяснили, что река Абин, по имени которой и город носит свое название, имеет древние, еще индоарийские корни. Это означает, что река Абин была названа много тысячелетий назад и время пощадило, сохранило это имя. Что же оно означает?

Самые известные индоарии, которые жили в наших краях – это скифы. Скифы поклонялись природе – Солнцу и небу, земле и воде. Природа щедро давала им зерно с пашен, траву для многочисленных стад скота, фрукты и овощи. Они высоко ценили женщину – продолжательницу рода и потому главной богиней у скифов была Аби – богиня плодородия, земледелия, материнства — Мать-земля. Ее имя упоминают многие древние путешественники и историки от Гомера и Геродота до современных ученых. Как ценили наши предки эту богиню, красноречиво говорят многочисленные каменные бабы, которые возвышались с курганов, показывали дороги в ковыльных степях. Игрушки с изображением женщины-матери повсеместно находят при раскопках жилищ ариев, скифов, славян. Скульптурное изображение Аби представляет из себя женщину, часто змееногую, которая в руках держит головы львов и змей, как символ владения надземным и подземным мирами, владычицей всего земного. Еще более удивительно то, что скульптуры с обликом богини Аби нашли не только в землях вокруг Черного и Азовского морей, но и в Месопотамии и даже в Индии, при раскопках погибшего во 2 тысячелетии до нашей эры города Мохенджо-Даро! Но почему это имя связано с рекой Абин?

Все коренные жители города Абинска знают, что рядом с районным центром есть малый хребет Грузинка. Эта гора длинной в 10 километров удивительно похожа на гигантскую женщину. Наши далекие предки обожествляли природу, поэтому не могли древние люди пройти мимо горы, чтобы не поклониться природному изображению. Хорошо видны голова с длинными волосами, высокая грудь, живот, руки, бедра. Сегодня эта гора называется малый хребет Грузинка. Сразу же приходит на память легенда о Матери-Сырой-Земле русского народа, богине Аби древних ариев. 

Малый хребет «Грузинки»

Не случайно река, которая вьется вокруг Грузинки, носит название Абин. Богиня – Аби. А река, обнимающая вокруг ее подножие, Абин. Так что Абин – это река Матери-Сырой-Земли, имеющая сакральное название, магическое значение. Значит: город Абинск носит не простое название – имя великой богини Аби. Здесь еще можно вспомнить и про греческую богиню Земли Гею. Ведь греки с самых давних времен живут здесь, на берегах Черного и Азовского морей и не могли не знать про гору, похожую на лежащего человека. Знали они, если вспомнить про Гомера, Геродота и других греческих историков, про богиню Земли скифов. Потому и появилась, видимо, Гея. Но почему же мы ничего не знаем сегодня об этой богине и тайне названия реки? Ответ – в истории скифов, народа, жившего в предгорьях в давние времена. Многие тайны этого нам открывают древнегреческие поэты и историки. Например, Гомер.

На сайте othist.ru (История Отечества) написано так:

«Традиционно считается, что Гомер еще не знал Черноморского региона, история освоения которого греческими колонистами начинается в 640-х-630-х гг. до н.э. Однако отдельные высказывания в «Илиаде» и «Одиссее» дают повод некоторым исследователям предполагать, что какие-то реалии были ему все же известны в результате доколонизационных контактов греков и жителей Причерноморья. Так, в «Илиаде» (XIII, 1-7) «Зевс, отвернув свои очи от сражающихся троянцев и ахейцев, взирает на землю конеборных фракийцев, сражающихся врукопашную мисийцев и дивных доителей кобылиц (гиппемолгов), млекоедов, Абиев – справедливейших из людей». Более поздние античные комментаторы видели в гиппемолгах и абиях скифских номадов Северного Причерноморья и считали, что Гомер имел в виду именно их. То есть скифы, жившие в наших краях, сами себя называли Абии – сыновья этой богини!

Второе важное место, могущее свидетельствовать о знакомстве Гомера с Черноморским регионом, — это пассаж о киммерийцах в «Одиссее» (XI, 12-19), где говорится о том, что у пределов Океана находится «народ и город людей киммерийских» и что там никогда не появляется солнце. Поскольку поздние авторы локализовали киммерийцев в Северном Причерноморье (см. уже Геродот, IV, 11-13), по одной из теорий, Гомер мог описывать именно их.

(Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1967 в переводе Н. Гнедича и В. Жуковского).

Клавдий Птолемей в своем «Географическом руководстве» так располагает скифские племена. Северные области населяют скифы-Абии, под ними (т.е. южнее) гиппофаги-скифы, под ними хаты-скифы и затем хауранеи-скифы. Немного позже в манускрипте «Описании Понта» Александр Полигистор говорил, что местожительство абиев – понтийская страна Гилея, называемая Абика». Справедливости ради скажем, что размещал он эту страну в устьях Днепра. А там ли он ее искал? Об этом в книге «Безмолвные хранители тайн» (Издательство «Вече» 2005 год) писала историк Вера Бегичева.

Племя скифов, называющих себя Абии, такое имя взяли не случайно. То есть они – дети богини земли и плодородия Аби. А мы, русские, называем Россию матушкой, Мать-Земля-Русская, Мать-Сыра-Земля. Значит: через тысячелетия мы пронесли благоговейное отношение к своей Родине, как бы она не называлась в разное время – Ариана, страна Апиев, Тартария, Русь, Россия. Но еще более удивительно то, что скульптурные изображения этой богини находили при раскопках древних городов в Индии и Месопотамии! Значит, и в те дальние края уносили арии-абии культ своей богини!

Гораздо позже, в 175 году нашей эры римский император Марк Аврелий разгромил в Истрии на Дунае нашествие варваров – германцев, сарматов, славян. В числе варваров историк того времени Дион Кассий называет племена вандалов, лангобардов и Обиев. То есть люди, поклонявшиеся богине Аби и называвшие себя, по свидетельству римлян, Обиями, жили здесь на протяжении многих тысяч лет. Этому есть удивительное подтверждение! Многие из абинчан ходили в путешествие на гору Шизе – одна из вершин малого хребта Грузинка. И все видели, что у подножия горы множество курганов – целые поля! А ведь к вершине и сегодня не очень просто пробраться через заросли по кручам склонов. А ведь древние наши предки тратили гигантские силы, чтобы не только забраться сюда, но и еще насыпать большие курганы!

Эти огромные царские курганы начинаются прямо под вершиной Шизе, чуть ниже вершины. Здесь их десяток – другой. Чуть ниже – плато и там – многие десятки курганов. А у подножия хребта с северной и южной стороны эти курганы насчитываются многими сотнями. Неужели так многочисленны были поселения в узких горных долинах, что знатоки насчитали только здесь, у горы около трех тысяч курганов? Конечно, нет. А вот легко предположить, что Абии, поклонявшиеся своей великой богине-Матери, многие века привозили и приносили сюда своих погибших или умерших героев или вождей, чтобы ритуально похоронить у подножия своей богини. Заметим: на самой вершине нет ни одного кургана – никто не осмеливался похоронить даже самого великого из великих и богатых на голове, как приближенного к богам царя! 

Куда же исчезли скифы, их единокровные наследники этой земли русы?

Исследователь древней Руси Александр Асов в ходе многолетних путешествий и раскопок открыл, что легендарная страна Русов Росколань – предшественник Руси Киевской, со столицей Кияр находилась на Северном Кавказе в Приэльбрусье. Ее существование осталось в русских сказках и легендах про Алатырь – священную гору – так называли наши предки Эльбрус, про Буса Белояра – вождя русов. Это была, как показали раскопки и исследования, развитая цивилизация с многочисленными городами, крепостями, поселениями. Богатство этой страны всегда привлекало множество захватчиков, которые мечтали покорить великий народ.

Первыми нанесли смертельный удар по Приазовью, по скифам, древней стране Русов полчища гуннов. Они, встретив жесткий отпор, вырезали поголовно захваченные города. Священный для всех Русов край был опустошен. Многие роды племен этой страны, кто смог спастись от захватчиков, отступили на Днепр, Дон, Волгу, к своим родственным племенам. Вот откуда появился на Дону и Днепре народ Черкасы, а с ними потом и города Черкасск, Новочеркасск, Черкасы… А завершил разгром славянской державы через столетия Тамерлан, который сравнял с землей христианские города на Кавказе, а население поголовно вырезал, или угнал в рабство, как иноверцев.

Сейчас наступило время, когда понемногу открываются тайны нашей древней истории. И одна из страниц этой книги – история племени абиев – детей богини Аби. Это история наших очень далеких предков. И все эти знания прямо связаны с названием реки Абин и города Абинска. Давайте вспомним нашу древнюю историю, позаботимся о том, чтобы священным местом для каждого славянина, русского человека была эта гора – забытая святыня наших предков. Так же священна и река Абин. Такое славное имя накладывает на нас, жителей города Абинска, особые требования к нашему отношению к его облику, культуре. Ведь жить в городе, носящем великое имя главной арийской богини – богине плодородия, земледелия, материнства Аби – большая честь!

Владимир Плешаков

старший научный сотрудник

Музея Абинского района.