85 лет назад кубанская земля явила миру человека, которого земляки-абинчане на долгие годы запомнили как истинного патриота малой родины, воспевшего в своем творчестве родные просторы и односельчан, добросовестно трудившихся на этой земле.

Виктор Богатырев оставил яркий след в культурной жизни не только Абинского района, но и всей Кубани.

Его творческий труд оставил яркий след в культурной жизни не только нашего района, но и всей Кубани. Виктор Иванович Богатырев – известный сценарист, кинорежиссер, создатель ряда художественных литературных произведений. Величие известного кинодраматурга – это величие нашего города, слава нашей земли, ставшей для него источником, из которого он черпал силы и талант для своего творчества.

Родился Виктор Иванович в феврале 1937 года. Мальчишкой пережил военное лихолетье. После войны пошел учиться в школу №1. Из школьных предметов ему особенно нравились литература и русский язык. В старших классах учителя отмечали в нем незаурядность мышления, широту и богатство внутреннего мира. Успешно сдав последний выпускной экзамен, будущий сценарист не стал ожидать скорого призыва в армию, а пошел работать на местный консервный завод простым рабочим. Здесь он и получил первые уроки благородства, великодушия и щедрости простой кубанской души. Будучи начитанным и веселым парнем, в редкие минуты отдыха Виктор веселил рабочих рассказами о недавно прочитанных юморесках, иногда зачитывал и сочиненные им накануне увлекательные пьесы.

Отработав несколько месяцев на заводе, был призван в армию. Служить довелось в группе советских войск в Германии. В армии стал строить планы на будущее. Тогда и зародилась у него мечта поступить во Всероссийский государственный институт кинематографии.

И вот уже вчерашний солдат едет в Москву и подает документы в знаменитый ВГИК. Но на экзаменах Виктор «срезался» и вернулся в родной Абинск. Через год повторил попытку, и она увенчалась успехом. В. Богатырева зачислили на факультет сценарного искусства.

По окончанию института, подающего большие надежды молодого сценариста, пригласили на работу в творческое объединение «Экран» — кузницу советского кино. Здесь началась его дорога в большую творческую жизнь. На свет появляются сценарии к фильмам «Варькина земля», «Пора летних гроз», «Смотрины», «Время московское». Натурные съемки фильмов проходили в основном у нас на Кубани. Зачастую в массовках участвовали местные жители. На экране во всей своей красе были отображены все прелести здешней природы, красота предгорных ландшафтов, подернутые легкой туманной дымкой степные реки, плодородные поля и свежевспаханные нивы. Но главное достоинство этих фильмов – глубина отображения непростой жизни села, чаяния и нужды хлеборобов, доярок, руководителей сельхозуправления. Он писал о том, что знал, о том, что любил…

Через некоторое время талантливого сценариста приглашают на киностудию имени А. Довженко в г. Киев, где он успешно проработал около 10 лет. Там появились на свет два сына Богатырева – Юрий и Павел. И когда писался сценарий к очередному фильму, трудностей с названием не возникло – литературное творение назвали «Юркины рассветы».

Жена и друг Виктора Ивановича – Галина Васильевна – все это время была преданным помощником одержимого творчеством супруга. Коренная москвичка, выпускница Московской консерватории Петра Ильича Чайковского, она вместе с ним разделяла все горести и радости его сценарного искусства.

… Мне посчастливилось лично познакомиться с нашим талантливым земляком. Бывая в отпуске, Виктор Иванович нередко приезжал в родной город, где жили его родители. Заходил в гости к родной тетке на улицу Нефтепромысловую. Тетя Надя была моей крестной. Там-то мы и познакомились. Навсегда запомнился его внимательный, вызывающий доверие, взгляд, нехитрые вопросы. Это был простой открытый человек. Во всем его облике не было и намека на знаменитость и популярность. Иногда, играя с пацанами в футбол на улице Пионерской, мы могли видеть задумчиво бредущего с велосипедом по зеленой лужайке метра советского кинематографа. А рядом их корова сонно щипала кустики травы. И кто знает, может быть в это самое время и зарождалась тема очередного сценария. В городе у него было много друзей, знакомых. И все они отмечали его незаурядные способности и называли трудоголиком. Его талант не ограничивался кинематографом. Часто, захватив мольберт и краски, Богатырев выезжал в Шапсугскую писать этюды. И получалось неплохо. В 1991 году в нашем районном музее состоялась его персональная выставка.

Когда на телеэкраны вышел фильм «Варькина земля», мы – все, кто знал Витьку-станичника (как с гордостью он себя называл), – затаив дыхание смотрели в голубой экран, где сочно буйствовала знакомая с детства роскошная кубанская природа. Фильм рассказывал о наших земляках, и многие узнавали знакомые жизненные сюжеты, фамилии соседей. Завораживало, как просто и непринужденно показана повседневность тружеников села, жизнь колхозов и совхозов, простые саманные дома, работа на полях и огородах, чарующая пышная природа. Особенно умиляли неповторимый кубанский говор, знакомые фразы и наречия. Здесь сценарист показал глубокое знание непростых сельских будней…

На протяжении творческой жизни Богатыревым созданы сценарии к 19 фильмам. Вся изюминка творчества сценариста заключается в том, что он мог раскрыть душу простого сельского труженика, будь то механизатор или агроном, его чаяния и заботы. А раскрыв, вынести эти проблемы на экран так, что они становились близки зрителю, заставляя его сопереживать киногерою.

На пике своей популярности Виктор Иванович был принят в члены Союза кинематографистов СССР, стал лауреатом премии комсомола Украины им. Н. Островского, лауреатом государственной премии Украины, призером ряда всесоюзных фестивалей и конкурсов. В нелегкую пору известных «реформ», ударивших по экономике страны, особенно по сельскому хозяйству, Виктор Иванович, как вестник сельской жизни, стал не востребован. Он вернулся в родной Абинск. В это время в городе шло формирование творческого киноцентра «Юность». На первом всероссийском кинофестивале «Кубанские рассветы» он возглавил жюри, судившее искусство школьных киностудий. Вел занятия трех групп школьников на отделении сценарного искусства, которые проходили на пике огромного интереса к тому, о чем он говорил, чему учил. На своей малой родине автор трудов о крестьянском быте заслуженно получил титул «Духовное имя Кубани» (которое было присвоено посмертно в 2017 году, в ходе поисково-просветительской экспедиции «Имя Кубани»).

Наш великий «станичник» ушел из жизни в 1993 году. Похоронен на Старом кладбище. Бывая там, обязательно захожу на его полузаброшенную могилку… Помнится, в 90-х Совет депутатов Абинского района (или городского поселения) принял решение о присвоении одной из новых улиц города имени В.И. Богатырева. Да на том дело и стало, решение не было выполнено…

При подготовке этой публикации были использованы некоторые материалы, любезно предоставленные музеем Абинского района (рук. Елена Холошина). Хочется выразить благодарность дружному коллективу нашего музея за бережное хранение фотографий, документов, представляющих огромную историческую и культурную ценность.

Эдуард Орел.