Оберег, приносит счастье и удачу, символ прекрасного – все это о народных игрушках, которые создает преподаватель изобразительного искусства Анатолий Квашин в Детской школе искусств станицы Холмской.
С какой же любовью и нежностью Анатолий Иванович раскладывал фигурки на столе, чтобы я смогла рассмотреть каждую из них! У всех своя богатая история, которую мастер рассказывал 2 часа.
Его родные – Козенцы и Харченко – основатели станицы Холмской. Они пришли в 1863 году из Приазовья и основали ст. Хабльскую, переименованную через несколько лет в Холмскую, так как она находится среди семи холмов.
Фанасийка
Бабушка Анатолия Ивановича – Афанасия Прокопьевна Харченко, 1901 года рождения. Родилась в семье известной в своей округе династии гончаров Козинец. Мужчины занимались производством посуды, а женщины и дети лепили мелочевку – «дитячу забаву» – игрушки. Фанасийка, так звали Афанасию, была старшей дочерью в семье, где росли пятеро детей. С малых лет помогала своей матери по хозяйству и лепила игрушки для ярмарок, что помогло в дальнейшем ей стать хорошей хозяйкой, женой, няней и мастерицей глиняной игрушки. Как и многим казачкам той эпохи, Афанасии Прокопьевне довелось пережить трудные годы двух мировых войн, революции, большевизма, братоубийственной гражданской войны, «раскулачивания», коллективизации, голодовки и многое другое. Из-за свирепствующей в те годы эпидемии холеры и тифа рано осталась сиротой. Когда ей было 8 лет – умерла мама Меланья Никитична, брат и младшая сестра, а через два года и отец Прокопий Иванович. Она осталась с двумя маленькими братьями под опекой бабушки по линии отца. Жили бедно. Чтобы выжить, Фанасийка вынуждена была идти в «наймычки» – нанималась на работу в семьи казаков, нянчила детей, помогала по дому. А еще лепила игрушки.
Техника окраски
Традиционная народная игрушка, которая бытовала в ст. Холмской, изготавливалась из красножгущейся и беложгущейся глины, залежи которой находятся за станицей. Чаще всего изделия обжигаются при температуре 600-700 градусов – так называемый утильный обжиг. Рисунок глиняных изделий зависит от техники исполнения. Для того чтобы сделать игрушку ярче, использовали специальную поливу, она делалась на основе окиси свинца и давала зеленовато-коричневатый оттенок. Также цветовую гамму можно изменить с помощью обварки: на горячую игрушку брызгают или окунают ее в молоко. Чтобы получить черный цвет изделия, выполняют бескислородный обжиг. В большую макитру (широкий глиняный конусообразный горшок) загружали просохшие игрушки, а сверху засыпали опилками и накрывали крышкой так, чтобы оставались щелочки для выхода дыма. Получалось своеобразное томление продукта труда, в конце процесса образовывался черный цвет изделия. С помощью такой окраски обычно изготавливали черноморскую русалку, коней. Или же черным цветом окрашивали отрицательного героя.
Про народную игрушку
А еще были свадебные, ритуальные, пасхальные игрушки. Одна из таких Ладушка – дарили ее на свадьбу, чтобы был лад в семье. Если муж с женой поругаются, то они должны подойти к Ладушке, одновременно посвистеть в свистульки, которые находились на концах изделия, так сказать «выпустить свой пар». После этого друг другу улыбнуться и помириться. Через 3 года семейной жизни игрушка поворачивалась другой стороной – где находилось мужское лицо и называлась уже Долюшка.
Еще немаловажно, что почти все игрушки многофункциональны – одновременно и погремушки, и свистульки, а некоторые еще и колокольчики. Также игрушки делились на две линии – мужскую и женскую. Если рождался мальчик, то его первая игрушка была «конэк» (коник), ее подвешивали над кроваткой. Потом казачек рос, а вместе с ним и игрушки. По мере взросления его линия становилась неразрывна с конем. Мастер посвятил серию игрушек с мужской линии судьбы – папе. Иван Тихонович Квашин был участником Великой Отечественной войны, закончил службу ранением при взятии Берлина.
А родившейся девочке дарили птичку, как символ чего-то прекрасного, воздушного, более романтичного. Потом пернатая сопровождала девушку всю жизнь. Для девочки делали фигурку школьницы, которая ухаживала за животными и держала букварь. Далее она помогала по дому, работала в поле. Анатолий Иванович серию таких игрушек посвятил маме – Екатерине Петровне. Ей было 14 лет в 1943 году, когда немецко-фашистские войска уходили из ст. Холмской. 23 февраля станицу освободили от оккупации, и буквально на следующий день мама относила снаряды на передовую в «Темный лес» в сторону пос. Ахтырского по бездорожью, распутице, разливам рек. Позже работала санитаркой в госпитале, который находился на базе школы №15 станицы, ухаживала за раненными солдатами. Одна из игрушек с колокольчиком изображает это – девочку-санитарку.
– Бабушка всегда делала игрушку красивой, нарядной, музыкальной, в тоже время оберегающей и лечащей, – рассказывает Анатолий Иванович. – Внутрь игрушки, чтобы она стала погремушкой, бросалось маленькое вылепленное сердечко. Она всегда говорила: «Да будет все у вас с любовью». Если вы подарили игрушку с любовью, то это прекрасное чувство обязательно к вам вернется.
Все особенности изготовления традиционной народной игрушки Анатолий Квашин узнал от своей бабушки. Несмотря на то, что она была неграмотная, обладала хорошей памятью и была великолепной рассказчицей. Рассказывала на кубанской балачке прибаутки, сказки, легенды, истории, а иллюстрировала их Афанасия Прокопьевна глиняными игрушками, поэтому маленькому Анатолию было интересно с ней. Ее любили дети и уважали взрослые.
Бабушка работала в колхозе. В 1918 году вышла замуж за казака, землепашца-садовода, великого труженика Петра Васильевича Харченко. Родила 10 детей, семь из них выжило. Было 13 внуков и 20 правнуков.
Анатолию Ивановичу было 4 года, когда бабушка пошла на пенсию. Главное, что заложила бабушка в своих внуков и правнуков – это любовь и почитание семьи, а с ними и любовь к Родине – Кубани.
Художественный потенциал
Анатолий Квашин стал продолжателем рукоделия своей бабушки. Когда Анатолий учился в 4-м классе, его папа Иван Тихонович увидел потенциал в сыне и договорился, чтобы ребенка записали в кружок изобразительного искусства при школе №17 к учителю рисования Михаилу Петровичу Максименко, ветерану Великой Отечественной войны, замечательному человеку с большой буквы, учителю, живописцу. Потом Анатолий Иванович окончил факультет художественной и технической графики Кубанского государственного университета. 43 года преподает изобразительное искусство в Детской школе искусств ст. Холмской. Художник-профессионал, живописец, график, скульптор и мастер традиционной народной глиняной игрушки, руководитель образцовой мастерской, участник районных, краевых, межрегиональных, всероссийских, международных выставок и фестивалей. Занимается с детьми по собственной программе «Глиняная игрушка». За заслуги в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры Кубани награжден Почетным знаком «Мастер декоративно-прикладного искусства Кубани», золотой и серебряной медалями ЗСК и дипломами 1 и 2-ой степени выставки-ярмарки «Кубанские промыслы и ремесла». Анатолий Иванович изготовил бюсты Героев Великой Отечественной войны в ст. Холмской – Григория Чуприны и Ивана Юркина, и в ст. Мингрельской – Герою Кубани Сергею Осьминину. Порядка 20 учеников Анатолия Квашина получили высшее художественное образование, но только некоторые испытали себя на педагогическом поприще. Елена Кравец – преподаватель-методист, основатель творческой мастерской иконописи «Святые образы» в ДШИ ст. Холмской. Любомир Аникин – мастер глиняных дел, который тоже успешно преподает в школе. Отличный живописец и игрушечница – Екатерина Колбина, пока студентка, но готовится заменить своего преподавателя в должности в ближайшее время.
Эта картина написана после посещения «Поляны смерти» в ст. Шапсугской. Анатолий Иванович написал натюрморт, посвященный событиям Великой Отечественной войны. На картине он изобразил красный морозник – редкое растение для Абинского района и, используя фантазию, дополнил полотно событиями одного из тех страшных дней.