Или история о том, как прошел журналистский эксперимент с маской на глазах – день «без зрения».

Обычно тьма накрывает меня перед сном, когда я надеваю соответствующую маску. Дневной свет с утра губителен для глаз, поэтому надеть маску для сна – это способ создать себе комфорт, уют, обезопасить. Ночью с маской на глазах ты, конечно, не беспокоишься о том, что абсолютно ничего не видишь, – чтобы видеть сны, зрение не нужно.

Маска оказалась полезной не только ночью. Я активно использую ее, когда занимаюсь спортом – выполняю различные упражнения, лежа на полу, сидя, стоя или концентрируясь в одной точке. Я придумала этот способ, потому как нашла его удобным, интересным и необычным для себя. Все потому, что, когда во время выполнения упражнений мои глаза открыты, взгляд блуждает, переходит с одной точки в другую. А с маской на глазах легче сосредоточиться на задачах.

Подготовка к эксперименту

Когда я задумала ради эксперимента проходить с повязкой на глазах целый день, то решила, что мне это не составит труда. Ведь с маской я на «ты», значит выполню задание, проверю, насколько ориентируюсь в своем родном пространстве, да и глаза отдохнут.

Но не тут то было…

Примерно за пару дней до эксперимента я поняла, что мне нужно полностью продумать этот «день во тьме». Меня волновал даже не тот факт, что я не буду ничего видеть, а то, что я не смогу ничем себя занять. Без шуток, сидеть без дела и «бить баклуши» для меня убийственно, поэтому надо было срочно придумать занятия на несколько часов.

Что можно делать с закрытым глазами?

«Не видишь, тогда – слушай», – подумала я и скачала себе на мобильник аудиокнигу.

Не страшно

На следующий день мои глаза погрузились в темноту. В этот день дома я была одна, поэтому о помощи другого человека не было и речи. К тому же я хотела справиться с этим сама. Маска на глазах меня не страшила, поскольку я абсолютно не боюсь темноты. И, несмотря на то, что я достаточно громко слушаю музыку, слух у меня хороший – это придавало уверенности.

Внутреннее зрение

Самое интересное было наблюдать за ощущениями. Говорят, когда нет зрения, обостряются другие органы чувств. С обонянием у меня плоховато, так что на него особо не надеялась. Но по этому поводу немного беспокоилась, потому что нужно быть уверенным, что ты выключишь газ после приготовления еды. Но в этом случае полезна телесная память – мои руки знают, как нужно правильно повернуть выключатель. Если бы плита была чужой, скорее всего я бы не справилась сама.

Ориентировалась в родном пространстве я нормально. Но вот что интересно: когда передвигаешься с закрытыми глазами, мозг работает активнее. Именно память подсказывала, куда стоит двигаться, чтобы не врезаться в стену и не смахнуть с подоконника цветок. Когда так активен мозг, его активность передается и глазам. Хоть они и запечатаны маской, но так называемое «внутреннее зрение» проявляет себя во всей красе. Глаза очень хотят открыться, увидеть. Именно поэтому они, будучи даже закрытыми, находятся в постоянном напряжении. А соответственно и быстро устают. Ощущение сродни тому, когда ночью ты закрываешь глаза и пытаешься уснуть, а не получается. Тело спит, а глаза и мозг все еще бодрствуют. В общем-то, глазам отдохнуть в этот день так и не удалось.

Не спать!

Однако, они немного «вздремнули», когда я прилегла послушать аудиокнигу. Прилечь было ошибкой – я начала засыпать. Женский голос в ушах звучал все громче (не потому что я прибавляла громкость, а потому что слух с закрытыми глазами становится острее), затем стал далеким и я, кажется, на несколько секунд отключилась.

«В эксперимент я пришла не спать», – подумала я и оторвалась от подушки. Достаточно уверенно приготовила себе еду, сварив яйца и разогрев на сковороде вареный картофель. Так и хотелось сорвать с себя маску и удостовериться, точно ли я выключила газ. Эта неуверенность жутко раздражала.

Итак, еда. Вкусовые ощущения усиливаются. И еще следуешь внутреннему диалогу:

«Стоп. Мне хватит», – говорит желудок.

«Хорошо, перестаю», – отвечаю я и прекращаю есть.

Фокус – на себя

Не много дел получается сделать с завязанным глазами. Я не могу делать то, что действительно люблю: читать, рисовать, писать книгу, фотографировать, украшать дом для уюта. Однако, я все же напоила свои растения, подмела, вытерла пыль, смогла помыть посуду – в общем, слегка прибралась.

На самом деле, в этот день я полностью оградила себя от интернета и социальных сетей. Очень легко сместить фокус внимания со своих потребностей, когда бесконечно просматриваешь ленту новостей и непрерывно находишься в информационном потоке. Мир там не так интересен, как тот, что находится внутри тебя. Твой внутренний мир и то, что тебя окружает – намного прекраснее, ярче и богаче. Самое лучшее, что мы можем транслировать – это любовь к жизни. А получается это только тогда, когда мы умеем заботиться о себе, своем здоровье, знаем свои потребности и слышим свое тело.

Безопасность

Я не призываю повторять этот эксперимент, делала это для личного опыта. Если хотите повторить что-то подобное, то делайте это безопасно и безобидно для себя, близких и окружающих. Лучше, если рядом будет человек, который поможет в любую минуту. Будьте осторожными и осознанными.

Вывод

Поводом для написания материала послужила дата, приуроченная к Международному дню слепого человека. Выполнив эксперимент в рамках редакционного задания, я в очередной раз убедилась в том, что зрячим людям, надевающим маску, никогда не понять слабовидящего или полностью лишенного зрения человека, который не сможет просто так снять маску, чтобы увидеть мир. Однако эксперимент помог лучше почувствовать самого себя, понять свои ощущения. И конечно, благодаря этому мы понимаем, что должны быть более чуткими и сопереживающими по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.