Это главная оценка труда педагога, считает Оксана Шевченко, учитель-дефектолог детского сада №37 поселка Ахтырского.

О принципах воспитания и особенностях развития современных детей, мы пообщались с Оксаной Анатольевной в преддверии Дня воспитателя и всех работников дошкольного образования, который ежегодно отмечается 27 сентября, в день открытия в Петербурге (в 1863 году) первого в России детского сада.

– Цель работы дефектолога – помочь ребенку, – начала свой рассказ Оксана Анатольевна. – Если родителей беспокоит состояние ребенка, и они приходят за помощью, то для начала мы проводим обследование дошколенка. Как правило, часто страдает речь. Она является одним из показателей развития ребенка. Если отсутствует речевая деятельность, или она значительно нарушена, скорее всего, есть недостатки в развитии крохи. Причиной этих недостатков могут быть заболевания неврологического характера, родовая травма, гипоксия, и другие. Чтобы исправить ситуацию, детей с нарушениями речи направляют в группы компенсирующей направленности.

– Как можно попасть в такую группу?

– В первую очередь – это желание и понимание родителями проблемы ребенка, а только после этого процедура оформления.

– Как строится работа в группе?

– Все занятия проводятся в игровой форме. Мы увлекаем ребенка, направляем его, постоянно разговариваем, задаем вопросы, подсказываем. Ребенок рисует, собирает конструктор, рассматривает книгу, играет и в это время узнает что-то новое. Так же просим действовать и воспитателя, и родителя. Это трехстороннее взаимодействие, а именно: воспитатель-специалист-родитель. Например, чтобы ребенок лучше запомнил определенный цвет, рекомендуется покупать домой предметы или продукты этого цвета, чтобы они чаще попадались ему на глаза. Если из процесса выпадает хотя бы одно звено, результат будет отсрочен на неопределенное время.

– Оксана Анатольевна, как вы считаете, современные дети чем-то принципиально отличаются от предыдущих поколений?

– Сейчас все дети «кнопочные». Ребенок приходит в сад, он еще не умеет разговаривать, но уже хорошо ориентируется в планшете или смартфоне. С одной стороны, это хорошо для мамы, ребенок занят, не бегает, не балуется. Но он не общается в это время, электроника не требует ответной реакции. Дети включают в интернете мультфильм и видят серию ярких, красочных картинок, которые не оставляют места для воображения. А в дошкольном возрасте – это ключевой процесс. Для развития ребенка жизненно необходимо, чтобы он фантазировал, сопоставлял, думал. Конечно, сейчас идет компьютеризация всех сфер жизнедеятельности. Но, из-за того, что дети постоянно «живут» в интернете, они разучились общаться. Наша задача – увлечь ребенка, научить его живому общению, «включить» его мыслительную деятельность.

– А как вы находите подход к детям, это сложно?

– Включаем креативность, коммуникабельность, не обойтись здесь и без творческого подхода. Вдохновение черпаю везде. Вспоминаю что-то из колледжа, из университета, не зря же говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Беру методики, которые когда-то были актуальны, а сегодня они забыты, но опять приходят на помощь. Например, методика А. Зайцева, по обучению чтению и математике. Ее раньше не применяли в коррекционной работе, а сейчас она актуальна. Или, к примеру, плетение из бумажной лозы. Казалось бы, это очень сложно. Но с помощью развития мелкой моторики мы можем влиять на зрение, внимание, память и восприятие ребенка. Центры речевой и моторный в головном мозге находятся рядом. Когда активно работает один центр, подключается и второй. Конечно, используем в работе и все традиционные методики. Активно принимаем участие в проектной деятельности: педагог направляет ребенка в нужное русло, и он сам проявляет интерес, сам формулирует интересующие его вопросы, в поисках их решения идет за помощью к родителям, сверстникам, друзьям.

Оксана Анатольевна Шевченко работает в МБДОУ ЦРР – детском саду №37 16 лет. Помимо своей основной работы с детьми, она делится опытом с коллегами, публикуется в электронных изданиях, участвует в районных и краевых мероприятиях, на сайте сада размещает информацию для родителей.

– Лучшая оценка моей работы, это благодарность родителей, доверие в глазах детей, их успехи и тепло их объятий, – уверена учитель-дефектолог Оксана Шевченко.