Дано: ручной гончарный круг, кувшин воды, кусочек глины, ловкие пальцы и полное погружение в атмосферу – теперь у вас есть все, чтобы создать историю и вписать в нее свое имя.
Получилось это и у Виктора Атрашкевича, гончара из станицы Холмской.
Ранние годы и обучение
Виктор родился в поселке Ахтырском. Был воспитанником детского дома, а позже рос в приемной любящей семье.
С детства творчески одарен. И вот уже в возрасте 10 лет стоял на пороге детской школы искусств Холмского сельского поселения. Быстро влился в семью искусных гончаров. Говорит, что когда впервые увидел гончарный круг, уже твердо знал о своем призвании на всю жизнь.
С глубоким уважение отзывается Виктор о своем преподавателе, наставнике и руководителе мастерской «Холмские гончары» Алексее Михайловиче Максименко, который возил будущего мастера на выставки, конкурсы и ярмарки. Именно умелое наставничество Алексея Михайловича и невероятная заинтересованность самого мальчика заложили фундамент безусловного творца в юное сердце.
С малых лет Виктор садился за гончарный круг, и уже тогда «выкручивал» самые разные изделия. Воображение заводило в отдельный неповторимый мир, где мальчик черпал вдохновение.
Окончив девять классов, Виктор уехал в Подмосковье, где начал обучение в Абрамцевском художественно-промышленном колледже им. В.М. Васнецова. Позже поступил в МГХПА им. Строганова.
Работа в столице
Академия выпустила мастера, указав в дипломе редкую профессию – художник по стеклу. Виктор признался, что работу с такой профессией получается найти не сразу. Говорит, что в Советском Союзе мастера по стеклу были востребованы больше.
– Сегодня не особо развито это искусство, поэтому и работу найти не просто, – утверждает мастер. – Я не хотел идти на завод по причине неподходящих рабочих условий, так что решил остаться в Москве.
И не прогадал. Столица открыла молодому человеку много творческих возможностей. Виктор моделировал здания, сложную архитектуру. Работал, преимущественно, на цифровой платформе, используя 3D систему (художники 21 века еще и не то умеют!). Работа поглощала, и был хороший заработок.
Художник рассказал и про масштабный проект, в котором посчастливилось участвовать. Стоит на ВДНХ огромнейший «Царь-Макет». В миниатюре представлены все главные достопримечательности, объекты, старые архитектурные памятники, железные дороги и дорожные сообщения. Макет схож с «Гранд макетом России», который расположен в Санкт-Петербурге.
– Чем не рай для Гулливера, –шутит Виктор.
Возвращение в ДШИ
Спустя какое-то время Алексей Максименко пригласил своего ученика преподавать юнцам гончарное искусство и занять место руководителя родной мастерской. Виктор, свыкшийся со столичной атмосферой и хорошей работой, сначала долго от предложения отказывался. Но затем принял его, поскольку прилагались очень хорошие и выгодные условия.
Алексей Михайлович нашел себе приемника, и Виктор снова вернулся к самому желанному увлечению.
Сегодня прививает ребятам любовь к гончарному ремеслу. Считает, что тот, кто обучается с малых лет, влюбляется в этот процесс и не бросает это увлечение, дабы повторить ощущения, которые испытываешь в процессе лепки.
Виктор отметил, что программа обучения подразумевает не только уроки гончарного ремесла. Он и его коллеги учат рябят основам композиции, живописи, рассказывают историю искусств.
Юные фокусники
За гончарный круг в мастерской садятся ребята от 7 лет. По рассказам мастера, для них процесс вытягивания формы и лепки изделия, сродни фокусам. Это волшебство, которое вызывает бурю самых разных эмоций. С самого начала невозможно совершено выполнять эту непростую ювелирную работу. Процесс требует внимательности и вовлеченности. Каждый творец должен чувствовать свой кусочек глины, быть ей лучшим другом, воздействовать на ее мягкие изгибы и понимать, какая форма будет у конечного продукта.
– Ребята, конечно, расстраиваются, когда у них ничего не получается с первого раза, – замечает Виктор. – Глиняная субстанция разлетается во все стороны, если с самого начала неправильно воздействовать на нее. Мы всегда объясняем такие моменты, показываем на примере, чтобы было визуальное представление.
По словам гончара, ребятам постарше больше по душе цифровая графика. За счет этих современных технологий и удерживается их внимание. Но каждый мастер уверен – чтобы развиваться в направлении, нужно много практиковаться с живыми материалами, постоянно оттачивать мастерство. А уж современная техника поможет усовершенствовать эту магию. Именно такую основу любого творчества Виктор старается донести до юных творцов.
Сложный материал
Несмотря на то, что В. Атрашкевич обучался на кафедре художественной обработки стекла и может придумывать новые сервизы из хрусталя, а также витражные композиции, здесь в станице с этим материалом он не работает. Объясняет это тем, что содержать стеклодувную мастерскую очень дорогое удовольствие: нужны газовые и кислородные баллоны, специальный тигель для плавки стекла, круглые сутки он должен быть нагретым. Более того, раскаленное стекло – опаснейшая субстанция. И сборку витражей не продемонстрировать – здесь опасна резка и стеклопыль. Если ее вдохнуть, это нанесет серьезный ущерб человеческому организму.
К тому же стекло – материал совсем не дешевый, труднодоступный. То ли дело керамика.
Парад гончарных изделий
Не только преподавательская деятельность приносит Виктору удовольствие, но и участие в различных конкурсах и выставках. Будучи уже преподавателем в ДШИ молодой мастер участвовал в Международном фестивале гончаров в г. Скопин Рязанской области, и занял первое место, воссоздав копию музейной работы. Каждый год мастерская участвует в зональных конкурсах, представляя, как взрослые, так и детские работы.
На краевой выставке-ярмарке кубанских народных промыслов, ремесел и сельского туризма «Агро-ТУР» мастерская представляет свои работы каждый год. А в этом году Виктор презентовал экспозицию своих гончарных изделий и был удостоен медали Законодательного Собрания Краснодарского края.
Как рождаются творения
Гончарное ремесло – это очень древний способ создания изделий. Виктор признался, что долгое время в работе использовалась кирпичная и черепичная глина, которая, к слову, не совсем предназначена для художественных работ. «Выкручивать» из нее можно, но изделия получаются не очень качественные. Гончарному глазу этот фактор виден всегда.
– Не так давно я узнал, что есть глина гораздо лучше, и мы стали добывать ее, – отметил Виктор, не раскрывая секрета о ее местонахождении. – Сейчас активно работаем над ассортиментом, чтобы качественных изделий было больше.
В мастерской стоят гончарные круги без электропривода. Садишься за один и начинаешь крутить. В руках холишь и лелеешь тот самый кусочек глины, который потом станет кружкой, вазой, каким захочешь виртуозным изделием.
Обязательно смачиваешь руки водой, иначе глина не будет доверять. Обнимай ее. Начинай формировать дно и выравнивать стенки. Выйди за рамки своей фантазии, и вытягивай форму так, как тебе вздумается. Форма готова. Дальше печь и глазурь. В конце концов смотришь на свою работу: не идеальная, немного небрежная, но совершенно очаровательная.
Пахнет вековой сыростью, свободой, индивидуальностью и своей новой историей.