(«Сообщи моей Наде горячий привет…»

«Пишу перед боем…»)

Военно-патриотический клуб «Сотня» из станицы Холмской принял участие в поисковой экспедиции «Вахта Памяти».

Поисковые работы велись с первого декабря 2018 года по первое декабря 2019, в районе города Ржев Тверской области, а также в Московской, Смоленской и Ленинградской областях.

 

Сводка

С 1 декабря 2018 по 1 декабря 2019 г. отряд выезжал на раскопки по местам боевых действий Красной Армии 64 раза. На его счету — 58 эксгумаций по подъему солдат и офицеров. При участии отряда поднято и захоронено 292 солдата и офицера Красной армии. Из них 78 — участниками клуба. Опознаны смертные медальоны девяти бойцов. Так мало именных, так много безымянных.

Рядовой Демьян Маклаков, 1911 г.р., уроженец Татарской ССР пропал без вести в августе 1942 г., рядовой. Поисковой отряд «Сотня» нашел его медальон и передал находку его семье – сестре бойца. Останки солдата захоронили в Казани.

Младший лейтенант Михаил Запорожский, 1920 г.р., уроженец Харьковской области, погиб 9 июля 1943 г.. При нем поисковики нашли не только медальон, но и письмо: «Товарищ, Боец или Командир, если тебе удалось достать медальон, то последняя моя просьба к тебе, сообщи моей Наде горячий привет, а если у тебя не найдется времени, то не задерживаясь иди на запад, мстя беспощадному фашистскому зверю, пока ни единого ганса не останется на Нашей земле. Пишу перед боем».

Одна «находка» ужаснула поисковиков: возле небольшой деревни, на месте бывшего коровника, поисковики подняли двух неизвестных солдат, трех женщин и трех детей двух и 5-9 лет. Одна женщина, было видно, прижимала к себе маленького ребенка. При обследовании скелетов в некоторых из них обнаружены пули калибра 7,92*57, являющиеся боеприпасами к немецкой винтовке Ка 98 системы Маузер. 

Также наши поисковики подняли останки 14 гитлеровцев, при них были жетоны из 161 пехотной дивизии Вермахта. Находки передали в Немецкий ветеранский союз.

Из дневника Александра Саенко, руководителя военно-патриотического клуба «Сотня».

Согласно историческим документам, боевые действия в районе города Ржева разворачивались в 1941-1943 годах. Но, вероятнее всего, погибшие бойцы 381-й стрелковой дивизии, которая держала оборону с января по февраль 1942-го, стали нашей страшной находкой. Местность практически непроходимая. Трава и крапива достигают двухметровой высоты, кругом валяются поваленные осины, а высокие и крутые берега реки после дождя становятся очень скользкими. Недалеко от реки ребята нашли траншею, вблизи которой — много стрелянных гильз. В этом месте и было решено работать. При раскопе траншеи наткнулись на человеческие останки, и мы решили обследовать именно это место.

…Поисковики буквально по сантиметру начинают снимать грунт. На метровой глубине обнаруживаем фрагменты останков еще одного человека. Площадь раскопок увеличивается и составляет уже 4х6 м. После первого полутораметрового слоя обнаружили и извлекли останки двух человек. При углублении еще на один слой поисковики понимают, что это расстрелянный могильник (яма, в которой лежат расстрелянные гитлеровцами солдаты и офицеры Красной Армии).

…Станислав Зацепилин осторожно достает из земли череп, «увенчанный венком» из колючей проволоки. Через несколько минут взору всех присутствующих открывается страшная картина: останки человека по рукам и ногам обмотаны проволокой, а сохранившиеся фрагменты формы указывают на то, что это — офицер Советской Армии. Именно так каратели гитлеровских войск казнили офицеров Красной Армии. В ТОТ ДЕНЬ (????) мы обнаружили останки 22 человек и три медальона.

…Четверо поисковиков спускаются на дно, чтобы вычерпать воду, им помогают двое, девушки готовят мешки и клеенку для останков. Через полчаса начинается подъем. Черепа, кости рук и ног укладываем на клеенке, мелкие фрагменты складываем в мешки. Для тех ребят, которые впервые участвуют в поисковой работе, подъем останков – это настоящий психологический шок.

…Кругом были человеческие черепа и кости, кусочки одежды. Страшные находки вызывают очень много противоречивых эмоций. Видеть в одном месте столько расстрелянных советских солдат очень страшно. Страшно представить, что здесь творилось. Вместе с тем, ощущаешь удовлетворение от того, что пусть через более чем 77 лет советские воины-герои будут перезахоронены с подобающими им почестями.

…Несмотря на то, что члены отряда укрыты тенью от высоких осин, жарко — температура воздуха 30 градусов. Средства против насекомых не помогают: сырая от пота одежда сплошь усеяна мошкарой и слепнями. Силы на исходе. Но работа не прекращается ни на минуту. К полудню наверх подняли 13 бойцов и 2 медальона, нашли гильзы и фрагменты советских гранат. В два часа начинаем разрабатывать новый слой расстрелянной ямы. Обнаруживаем останки уже 18 бойцов.

…Обратная дорога прошла в молчаливой обстановке. Так мало именных, так много безымянных! Выйдя из машины, я около получаса сидел у своего подъезда, еще раз осознавая все увиденное и прочувствованное. Многое передумал за обратную дорогу домой, но твердо понял, что эту работу необходимо продолжать. Да, через пот и усталость! Да, через трудности моральные и финансовые! Да, нужно! Любыми средствами и путями!

А еще я хочу сказать огромное спасибо всем поисковикам России, всем тем, кто считает свой личный вклад в развитие патриотического поискового движения долгом чести.