Раскрыта тайна еще одного самолета, сбитого в годы Великой Отечественной войны. Это стало возможно благодаря долгой и кропотливой работе поисковиков из Краснодарской краевой общественной поисковой организации «Кубанский плацдарм».

Началась эта история в 2013 году, когда руководитель абинской группы Владимир Васильченко, проживающий в хуторе Эриванском, встретился с местным старожилом Ниной Демьяновной Зимогляд. Она рассказала о том, как, будучи еще девчонкой, наблюдала падение большого советского самолета с двумя моторами. Борт был объят пламенем, двигатели надсадно ревели, за самолетом тянулся черный шлейф густого дыма. Вскоре бомбардировщик скрылся за горой, раздался сильный взрыв. Нина Демьяновна вспоминала, что произошло это весной, но уже после освобождения хутора Эриванского от немецко-фашистских войск.

В том же году, проверяя слова Нины Демьяновны, группа выдвинулась на поиски. Место падения воздушной машины удалось найти довольно быстро – помог житель хутора Эриванского Григорий Жихарь. Располагалось оно в пяти километрах к юго-западу от хутора в урочище Алексюкова Делянка, так эриванские лесники и охотники прозвали это место.

Перед нами была небольшая лесная поляна справа от гребневой дороги, где находились две воронки на расстоянии шести метров друг от друга. Первые же минуты работы с металлодетекторами выявили на поверхности множество мелких фрагментов дюралевой обшивки. Рядом с воронкой обнаружили элементы парашютной системы и фрагментированные останки членов экипажа. Из примечательных находок следует отметить патроны калибра 7,62 и 12,7 мм.

Первая однодневная экспедиция позволила определить тип бомбардировщика. В этом помогли многочисленные технологические клейма на фрагментах конструкций и обшивке самолета. Ряды цифр начинались с числа «500». Так клеймили на авиационном заводе бомбардировщик Ли-2.

Определив тип боевой машины, мы никак не могли продвинуться в поиске имен членов экипажа. Для этого необходимо было иметь номер хотя бы одного из двигателей или заводской номер самолета. Однако здесь нас ожидало разочарование. Ни на одном из фрагментов желанных номеров не было.

Поле этого группа не один раз выдвигалась на место падения, отрабатывала и воронки, и окружающую местность, но все безрезультатно.

В 2016 и 2017 годах на Алексюковой Делянке во время летних поисковых экспедиций работали юные археологи из абинского Дома детского творчества под руководством В.П. Пономарева совместно с опытными поисковиками Владимиром Васильченко и Дмитрием Ковалевым. Почти до материковой основы были раскопаны воронки от двигателей и воронка от кабины пилотов, тщательно обследована окружающая местность, собрано огромное количество мелких и крупных фрагментов. Расчистка всех находок не дала ни одного номера, который подходил бы под номер мотора или самолета.

Среди находок особый интерес вызвали наручные часы, еще одно вытяжное кольцо и пряжки от парашютной системы. Это говорило о том, что погибших членов экипажа было не менее двух. Но кто они, оставалось неразрешимой загадкой. Алексюкова Делянка продолжала хранить свою тайну.

Попытки наших товарищей из «Кубанского плацдарма» определить экипаж, основываясь только на архивных данных, также не принесли результата. Был момент, когда мы уже почти отчаялись в попытках раскрыть тайну погибшего Ли-2.  Постепенно переключились на другие объекты и на какое-то время отложили активные поисковые работы в этом квадрате.

Так прошло два года. И вот в январе 2019 года появилась новая информация о бомбардировщике Ли-2. Благодаря упорству наших товарищей, работавших с архивными фондами, наконец, удалось пролить свет на эту тайну.

Заместитель руководителя поисковой организации «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев сообщил, что в ночь на 13 июня 1943 года самолет Ли-2 из состава 4-го гвардейского авиационного полка дальнего действия под командованием командира корабля гвардии старшего лейтенанта Корниенко был сбит огнем советской зенитной артиллерии в районе станицы Абинской. От попадания зенитного снаряда загорелись зажигательные авиабомбы, находившиеся на борту самолета. Часть экипажа покинула горящий корабль с парашютами. Командир и штурман гвардии младший лейтенант Жигуров погибли.

Из журнала боевых действий полка мы узнали, что «экипаж Ли-2ВВ имел задачу нанесения бомбового удара по населенным пунктам Васильевка и Глебовка в районе Малой Земли под Новороссийском. 12 июня 1943 года в 22.50 сообщил по радио: «Иду на цель!» В 23.05 доложил о выполнении боевого задания. На обратном пути в районе Абинской был обстрелян своей зенитной артиллерией. Самолет сгорел».

Как мы видим из военных документов, в ту летнюю ночь над станицей Абинской произошла трагическая случайность. По всей видимости, неопытные зенитные расчеты в темноте приняли силуэт советского «Дугласа» (американская модель известной авиакомпании стала основой для создания военно-транспортного самолета в составе ВВС СССР в годы войны)

за немецкий транспортный самолет Юнкерс Ju-52. К сожалению, такое иногда случалось в годы войны.

Просмотрев список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 62-й авиационной дивизии дальнего действия за период с 1 июня по 1 июля 1943 года, нашли краткие данные о погибших героях-летчиках.

Корниенко Григорий Никифорович, старший лейтенант, командир корабля. Родился в 1919 году в селе Мартыновском Покрово-Богочанского района Полтавской области. Холост. Член ВКП (б) с 1942 года.

Жигуров Иван Прохорович, младший лейтенант, штурман корабля. Родился в 1921 году в селе Светлая Поляна, Джети-Огузского района Иссык-Кульской области, Киргизской ССР. Холост. Член ВЛКСМ с 1938 года.

Вскоре откликнулся родственник штурмана И. П. Жигурова – Алексей Кантемиров, проживающий в городе Краснодаре. Он рассказал о младшем брате своей родной бабушки Марии Прохоровны Жигуровой (по мужу – Кантемировой) и выслал его фотографию. В их семье до настоящего времени он считался пропавшим без вести. И вот теперь, через 76 лет, они узнали подробности его гибели.

Но на этом история не заканчивается. Еще предстоит выяснить судьбу остальных членов экипажа, которым удалось спастись. Продолжить поиски на Алексюковой Делянке, чтобы найти остальные останки пилотов для передачи их родственникам. Обязательно постараемся установить на месте гибели легендарного бомбардировщика и членов его экипажа памятный знак. На Карте Памяти Абинского района обязательно должна появиться еще одна мемориальная точка.

В. Пономарев, педагог дополнительного образования Дома детского творчества, член ККОПО «Кубанский плацдарм».