Покупая в магазине или торговом центре продукты питания, многие верят, что выбирают не только вкусную, но и здоровую, качественную еду.  Прежде чем верить – проверь.

В случае, если вас обвесили, продали просроченный продукт, пробили не тот товар в чеке – налицо явное нарушение, за которое существует четко прописанная в законе о защите прав потребителей ответственность. Но как быть, если производитель идет на такие маркетинговые уловки, в которых порой и юрист не сразу распознает подвох? Можно ли доверять призывным рекламным обещаниям на упаковке и остались ли еще на наших прилавках натуральные продукты с «тем самым вкусом»? За ответами на эти вопросы я отправилась в местные супермаркеты и провела свое гастрономическое расследование.

Вкус и срок совсем не детские

Первая группа товаров с «интересными экземплярами», которая попалась мне на глаза – соки и газированные напитки. В одном из сетевых супермаркетов привлекла внимание линейка газированных безалкогольных напитков в стеклянной таре, сделанных по ГОСТу. В аннотации на этикетке производитель обещает, что напитки приготовлены по оригинальным рецептурам 80-х годов и вернут нас в беззаботное пионерское детство. Напиток купила. Оказалось, зря. «Тархун» на вкус оказался совершенно невыразительным, и ни один из наших домочадцев старшего поколения не признал в нем вкуса детства. Зато мама отметила, что этикетка   в деталях повторяет советскую. Ну, а я тем временем изучила состав и сравнила его с ГОСТом 80-х (ведь производитель заявил о соответствии состава рецептурам именно этого периода). Сравнила с найденной в интернете советской этикеткой – действительно, очень похожа. Вот только срок годности тогда был всего семь суток, а сейчас – 18 месяцев! В 1889 году в Грузии (вот откуда удивившая меня надпись на грузинском!) молодой аптекарь Митрофан Лагидзе впервые приготовил напиток на основе газированной воды и натуральной эссенции из растительного сырья – эстрагона. Однако, купленный мной напиток явно отличается от «той самой» рецептуры. Особенно смутили меня две пищевые добавки – производитель не стал их указывать как Е и дал полное название красителей – тартразин и краситель синий блестящий FCF. Это Е102 и Е133, синтетические красители, получаемые из каменноугольного дегтя и каменноугольной смолы. При превышении дозировки небезопасны. Ими, кстати, подкрашивают консервированные огурчики и горошек, используют при производстве средств личной гигиены и т.д.

Очень много претензий к десертам и сладостям. Показательный пример. Упаковка сливочных вафель с надписью: «Как в детстве!». Однако в составе на обратной стороне этикетки в числе прочего читаю: жир кондитерский, масло кокосовое, ароматизатор. Да, вкус детства моих детей явно отличается от маминого. Но у нас хотя бы есть бабушка с ее домашней выпечкой, да и то подводит сегодняшний маргарин, его состав оставляет желать лучшего.

Ну, и как же без мороженого! Обращу ваше внимание только на тот продукт, где производитель говорит о его натуральности. Эскимо пломбир ванильный в шоколадной глазури «СССР» и пломбир со сгущенкой «Золотой стандарт». На титульной части упаковки у них заявлено, что они изготовлены только из натуральных компонентов, да еще без использования растительных жиров. Переворачиваю и читаю состав (там, где мелко): да вот же он, растительный жир, в том числе пальмовое масло (в первом случае в составе шоколадной глазури, во втором – в составе основного продукта).  Вот что тут скажешь?

Доктор плакал

Когда докторскую колбасу запустили в производство в 30-е годы 20-го века, она предназначалась для диетического питания людей с подорванным здоровьем. В ее состав входили говядина и свинина, яйца куриные или меланж, молоко коровье сухое, пряности и специи. Срок хранения по ГОСТу составлял 72 часа. В магазине я выбрала «докторскую» с привлекательной надписью «премиум» и пометкой «высокий стандарт». Не в пример той, советской, в «докторской» сегодняшней, сделанной по ТУ, присутствовало мясо птицы механической обвалки и соевый белок. А еще целый букет «ешек»: Е250, Е316, Е450, Е451, Е407, Е412, Е425, Е120, Е621, призванных зафиксировать окраску, усилить вкус и цвет, придать продукту аромат, загустить консистенцию и т.д. Так что зазывающие надписи на этикетке не спасли ситуацию и, по моему личному убеждению, нанесены производителем лишь для отвлечения внимания и введения покупателя в заблуждение.

В этот день я также обратила свое внимание на мясные полуфабрикаты, молочные продукты, мясные и рыбные консервы, некоторые другие продукты. Нашла много очень интересного, даже поразительного. Поделюсь с вами в следующем номере газеты «Восход».