Как вы думаете: гончарным делом могут заниматься только опытные мастера? Татьяна и Александр Коваленко из Абинска так не считают и приглашают на мастер-класс по лепке всех желающих.  Заглянула к ним и корреспондент «Восхода».

– Для гончарного дела требуется много места, – начала свой рассказ Татьяна.

Пока Александр был занят, она устроила нам экскурсию по мастерской, где рождается керамика. Семья Коваленко в Абинске всего полгода, и пока строят свой дом, снимают временное жилье. Заходим к ним во двор. Он похож на музей керамической посуды разных цветов и размеров: кувшины, кружки, тарелки, чашки, – все сделано своими руками.

Глину для работы они не только покупают, но и выкапывают сами. Чтобы добыть материал самостоятельно, требуется много времени на тестирование его качества. Если глина плохая, то гончары отправляются на поиски нового места. Как уверяет семья Коваленко, Краснодарский край – это сокровищница глиняных запасов.

Гончарным ремеслом Татьяна занимается всего год. Однажды, во время отдыха на побережье, она побывала на мастер-классе, где ей предложили присесть за гончарный круг. По словам Татьяны, это непередаваемое ощущение – лепить изделие своими руками. Малейшее движение в сторону – и уже новая форма посуды. Вдохновившись новым опытом, она сменила профессию акушерки на гончарное дело. Искала в интернете преподавателя, чтобы постичь волшебный гончарный мир, так и познакомилась со своим будущим мужем Александром Коваленко. Оказалось, что они родом из одной области в Украине, а познакомились только в Москве. Александр уже 11 лет в этой сфере, обучался у потомственного гончара, приобщил к этому искусству и Татьяну. Вместе делали посуду для ресторанов в столице России, Санкт-Петербурге, Уфе и других городах, а сейчас захотелось переехать на Кубань.

Продолжая разговор о керамике (кстати, это не другой материал, а глина, обожженная в печи), Татьяна Коваленко показала нам печи, в которых обжигается глина. Они работают и от газа, и от электричества. Обжигается изделие при температуре 1100-1150 градусов, примерно 12 часов. Если изделие большого размера, то этот процесс может растянуться до трех суток.

Самое приятное в работе – это посидеть за гончарным кругом. Когда человек готовится к творческому процессу, он должен знать, какое изделие будет делать. При этом должно быть хорошее настроение, так как глина все чувствует.

Татьяна Коваленко «выгончаривает» глину (отбивает ее в руках), и удобно устраивается на своем рабочем месте, чтобы показать нам, как рождается посуда.

– У каждого мастера со временем нарабатывается своя техника изготовления, – продолжает разговор мастерица. – Если дать одинаковый кусок глины нескольким мастерам и попросить сделать, например, вазу, то конечное изделие никогда не будет одинаковым.

От соприкосновения с глиной все мысли исчезают, мир вокруг гончара растворяется, он остается наедине с нежной глиной, которая касается его рук. Время останавливается. Кстати, Татьяна по характеру энергичная, чтобы многое успеть, всегда делала все на бегу, а после знакомства с глиной научилась работать спокойно, размеренно, плавно. Этот материал не терпит резких движений. Необходимо соблюдать баланс. Понадобится примерно три минуты, чтобы вылепить готовое изделие.

После гончарного круга посуде дается время для просыхания, затем зачищаются неровности влажной губкой, и изделие ставится в печь. Глина проходит два и более обжига, сначала без окрашивания, потом ее покрывают глазурью (специальной краской), и снова в печь.

Природные красители

Кстати, керамика покрывается не только краской.  Один из способов ее окраски – обжиг в традиционной русской печи. В нее закладывается сухое изделие, плотно закрывается крышкой, чтобы воздух не проник во внутрь. Керамика окрашивается в темный цвет из-за нехватки кислорода.

Еще есть молочный обжиг: берется обожженное изделие без краски, обливается молоком и помещается в печь. За счет высокой температуры посуда приобретает коричневый цвет. Это уже давно сложившиеся методы окрашивания. Но, наиболее распространенный вид краски сегодня – это глазурь. Это стеклянная масса, перетертая в порошок, в нее добавляются различные оксиды металла (медь, цинк, марганец), и она приобретает цвет. 

Есть некоторые правила использования керамики в быту. Ее можно ставить в духовой шкаф, она выдерживает большую температуру, но не любит точечного нагревания на огне. А еще глиняная посуда хорошо сохраняет температуру.

Опыт

Татьяна и Александр очень много времени проводят за гончарным кругом. Всегда поддерживают друг друга, если изделие требует много сил, то работают в паре. Александр Коваленко общается с мастерами по всей России, постоянно набирается опыта. Например, в конце прошлого года он участвовал в фестивале керамики в Москве, провел мастер-класс по изготовлению изделий из глины, и даже занял первое место.

– Неважно какое получилось изделие – завершает нашу экскурсию Татьяна Коваленко, – для нас оно самое красивое, потому что создано своими руками!