К сожалению, в настоящее время мошенничества, совершенные посредством сети Интернет и телефона, очень распространены. И на удочку злоумышленников может попасться даже самый внимательный человек.

О том, какие виды «дистанционных мошенничеств существуют, о сложностях борьбы с ними и как же уберечь себя от удаленных мошенников, рассказал начальник полиции Отдела МВД России по Абинскому району полковник полиции Николай Литвяхов.

Николай Николаевич, сколько «дистанционных мошенничеств» было совершено с начала года?

За 3 квартала текущего года в Абинском районе зарегистрировано 178 преступлений, связанных с мошенничеством, совершенным с использованием сотовой связи, сети Интернет и с банковского счета. Всего совершенно 218 мошенничеств.

Какие виды «дистанционного мошенничества» встречаются чаще всего?

Самые распространенные – это списания денежных средств с банковских карт путем получения кода. Также распространены неисполнение обязательств по продаже товаров и оказанию услуг, «родственник попал в беду», звонок из службы безопасности, выдачи кредита, мошенничества под предлогом приобретения товаров, автомобилей и т.д.

Большая часть мошенничеств совершена с использованием мобильной связи и с применением сети Интернет.

В чем сложность борьбы с «телефонными мошенничествами»?

Проблемным в раскрытии и расследовании таких мошенничеств является то, что потерпевшие проживают в различных регионах России, в то время как сам преступник может находиться в регионе, не связанном с местом проживания заявителей. В связи с этим органы предварительного следствия не могут в кратчайшие сроки провести технические мероприятия на территории другого региона.

Эти противоправные деяния совершаются с использованием большого количества сим-карт и телефонных аппаратов. При этом мошенниками используются различные платежные системы и многочисленные расчетные счета в банках.

Как правило, потерпевшему по телефону сообщаются заведомо ложные сведения. Далее, будучи хорошими психологами, мошенники уговаривают «жертву» под различными предлогами перевести денежные средства с его банковской карты на счет названного преступником абонентского номера, через платежные системы (экспресс-переводы, онлайн-сервисы) или же передать их лично в руки неустановленному лицу.

К сожалению, основной причиной распространенности «телефонного мошенничества» по-прежнему остается доверчивость граждан.

Что нужно знать гражданам, чтобы не стать жертвой мошенников?

С крайней осторожностью относитесь к совершению покупок или получению каких-либо услуг в социальных сетях или интернет-магазинах. При этом необходимо исключить факты перечисления денежных средств кому-либо в целях так называемого оказания содействия в получении кредитов (в том числе ипотечных), каких-либо выплат, выигрышей, улучшении кредитной истории, поскольку такие действия сами по себе не являются правомерными.

Ни при каких обстоятельствах не передавайте посторонним лицам сведения о своих счетах, вкладах и банковских картах, а также не совершайте никаких действий со своими банковскими картами, счетами и вкладами, о которых просят незнакомые или малознакомые лица по телефону. При возникновении любых вопросов, либо сомнений, необходимо проконсультироваться непосредственно в отделении банка.

Прекращать разговор нужно, потому что используются какие-то психологические приемы?

Конечно, психологические приемы используются. Персонал, так называемых преступных колл-центров, готовится, обучается по разным алгоритмам действия потенциальной жертвы. Например, если человек пытается уйти от разговора и понимает, что где-то его начинают обманывать, то со стороны преступников начинается давление в том плане, что мы же служба безопасности, мы же вам наоборот хотим помочь, обратите на нас внимание, разговор у нас записывается, будьте добры отвечать правильно на те вопросы, которые мы задаем. Таким образом, злоумышленники пытаются выведать у вас информацию по всем банковским картам, какой остаток, подтверждают, проверяют. Это мошенники.

И самый главный вопрос: как не стать жертвой подобных преступников?

Прекратить телефонный разговор. Любое смс-сообщение, приходящее на сотовый телефон якобы от службы бе-зопасности, после которого может последовать звонок, и собеседник – обычно женщина с хорошо поставленным голосом, представляющаяся службой безопасности какого-либо банка, – все это должно насторожить. Основная рекомендация: необходимо сразу положить трубку, как бы собеседник не пытался оставить вас на связи. Затем взять свою банковскую карту, посмотреть на обороте номер службы безопасности, позвонить и уточнить, был ли такой звонок. Разговор, даже безмотивационный, необходимо прекратить.