Виктор Пономарёв, педагог дополнительного образования Дома детского творчества, член ККОПО «Кубанский плацдарм» рассказал о событиях 79-летней давности.

79 лет назад в небе над Кубанью разгорелось небывалое до тех пор воздушное сражение. В воздухе сошлись не на жизнь, а на смерть лучшие немецкие асы и советские лётчики, для многих из которых, эти бои стали первыми в их недолгой военной карьере. Сталинским соколам необходимо было решить сложнейшую задачу – завоевание господства в воздухе на этом участке советско-германского фронта.

Упорные воздушные бои начались 17 апреля 1943 года и с небольшими перерывами продолжались до 7 июня. С обеих сторон в боях участвовало более 2 000 самолётов. Интенсивность схваток нарастала с каждым днём. Росли и потери, точные данные о которых неизвестны до сих пор. Кубанские поисковые отряды каждый год находят потерянные самолёты и останки погибших лётчиков.

В конце февраля нынешнего года поисковики Абинского отряда Краснодарской краевой общественной поисковой организации «Кубанский плацдарм» получили информацию от жителя Абинска Сергея Черненченко о том, что южнее Лесного озера в верховьях щели Кобецкого при заготовке леса были найдены предметы, похожие на самолётные фрагменты. Он же сопроводил автора этих строк и поисковика Дмитрия Ковалёва к предполагаемому месту падения неизвестного самолёта.

Первые же сигналы металлодетекторов подтвердили предположения о гибели советского истребителя. На фрагментах дюралевой обшивки обнаружились технологические клейма 292-го авиационного завода в Саратове. По этим клеймам, боекомплекту к пулемётам УБС калибра 12,7 мм и пушке ШВАК калибра 20 мм, а также осколкам бронестекла, определили марку истребителя – Як-1б. Кроме этого были найдены элементы парашютной системы и наушник лётного шлемофона, это говорило о том, что пилот погиб вместе со своей боевой машиной.

Важнейшей находкой для определения имени погибшего лётчика стал небольшой фрагмент блока двигателя, на котором сохранились первые две цифры номера двигателя – «… – 22…». По данным Евгения Порфирьева (заместитель руководителя ККОПО «Кубанский плацдарм») среди потерянных на Кубани Як-1б есть 5 самолётов с таким сочетанием цифр в номере мотора. Но только два из них были потеряны в районе обнаружения обломков. Пилот одного из них выбросился с парашютом из подбитой машины и вернулся в полк, а пилот второго погиб вместе с самолётом: Я-1б № 47117 с мотором М-105ПФ4-2255 из состава 402-го истребительного авиационного полка 265-й истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса.

Из ведомости о списании из боевого состава полка самолётов и моторов к ним от 1 мая 1943 г. известно, что 29 апреля были потеряны два истребителя Як-1б. Один из них был закреплён за командиром 402-го полка майором В. В. Папковым, а второй за его ведомым младшим лейтенантом А. И. Бойко с номером мотора М-105ПФ4-2255.

Таким образом, нам удалось найти погибший самолёт младшего лейтенанта Анатолия Исааковича Бойко. Он родился в 1921 году в городе Туапсе Кубано-Черноморской области, на службу был призван Туапсинским городским райвоенкоматом, являлся членом ВКП (б). Был женат на Александре Яковлевне Иноземцевой, которая в годы Великой Отечественной войны проживала в Москве.

402-й полк прибыл на Кубань 19 апреля 1943 г. и сразу вступил в активные боевые действия. За период с 20 по 29 апреля полк произвел 164 боевых самолёто-вылетов, из них 87 вылетов на сопровождение штурмовиков Ил-2, 74 вылета на прикрытие наших войск. В документах особо отмечалось, что штурмовики, несмотря на активные действия фашистской авиации в районе Новороссийска, не потеряли ни одного самолета. При этом в воздушных боях личный состав полка уничтожил 39 вражеских самолетов, потеряв 16 боевых машин.

Летчики полка в воздушных боях показали исключительное упорство. «Дрались смело, решительно и инициативно вступали в бой независимо от численного превосходства самолетов противника». 27 апреля восемь Як-1б полка в районе станицы Крымской вступили в бой с двенадцатью Юнкерс-88 и тридцатью Мессершмит-109, и вели с ними бой в течении 6 минут. Как видно, противник имел значительное превосходство в силах, однако наши пилоты не потеряли ни одного самолета. И это, прежде всего, благодаря умелому руководству авиаполком майора Папкова. Сам командир имел 5 боевых вылетов и сбил один Юнкерс-88. В этом бою отличился и Анатолий Бойко. Умело маневрируя, он уничтожил один «Мессершмитт-109», открыв свой боевой счёт.

Младший лейтенант Анатолий Исаакович Бойко

О последнем боевом вылете командира 402-го полка майора Владимира Папкова и его ведомого младшего лейтенанта Анатолия Бойко известно из Оперативной сводки 265-й истребительной авиационной дивизии 29 апреля 1943 г. Военно-воздушные силы Северо-Кавказского фронта в полосе наступления на станицу Крымскую 56-й армии в течение дня вели ожесточенные непрерывные воздушные бои. 402-й авиаполк провел три воздушных боя с группами до 20 бомбардировщиков противника под прикрытием истребителей. Истребители, в основном Ме-109, сопровождали группами по 4 – 8 самолетов эшелонировано с большими интервалами на высоте. В бою, который начался в 12-30 по московскому времени, на высоте 3500 м восьмерка наших Як-1 атаковала тринадцать вражеских Юнкерсов-88. Их прикрывали три пары истребителей Ме-109. Когда советские «Яки» атаковали бомбардировщиков, неожиданно с большой высоты на них ринулись еще двенадцать «мессеров». Оказалось, немцы вызвали по радиосвязи поддержку, и наши истребители попали в критическую ситуацию. Яростная схватка продолжалась всего лишь несколько минут. Соколы майора Папкова, ведомые самим командиром, с блеском вышли, казалось бы, из безвыходной ситуации. Вражеские самолеты были рассеяны, понеся ощутимые потери.

Младший лейтенант Горин сбил два «юнкерса» и один «мессер», один «мессер» и один «юнкерс» на счету лейтенанта Павлушкина, по одному «юнкерсу» сбили майор Папков, старший лейтенант Рубахин, лейтенанты Новиков, Гаврилин и младший лейтенант Бойко. Лейтенант Балашов уничтожил одного «мессершмитта», а младший лейтенант Макаров «Фоке-Вульф-189». Всего в этот день 402-й полк сбил 15 вражеских самолетов. Необходимо заметить, что этот полк занимает первое место по числу уничтоженных самолётов противника среди всех истребительных полков и второе место по количеству сбитых в воздухе.

Но, и без потерь не обошлось. Тяжело раненный лейтенант Горин с огромным трудом дотянул до своего аэродрома в станице Пашковской под Краснодаром и смог посадить свой самолет, при этом машина получила повреждения. Не вернулись из боя командир полка майор Папков и его ведомый младший лейтенант Бойко. Это была тяжелая потеря не только для однополчан, но и для всей дивизии.

В 1952 г. юго-восточнее села Варнавинского во время сельскохозяйственных работ был найден истребитель Як-1б вместе с погибшим майором В. В. Папковым. Впоследствии родственники перезахоронили командира полка в подмосковном посёлке Болшево. На месте гибели сейчас стоит памятный знак, а Варнавинская средняя школа № 31 носит имя майора Папкова. Его же ведомый до сего времени числился не вернувшимся с боевого задания.

Мы не один год искали самолёт Бойко, считая, что он упал недалеко от своего командира. Однако в страшной карусели ожесточённого воздушного боя 29 апреля 1943 г. они были сбиты далеко друг от друга – расстояние между ними по прямой составляет 20 км.

В настоящее время проводятся дальнейшие работы на месте падения истребителя младшего лейтенанта Анатолия Бойко. Необходимо постараться найти его место захоронения, так как есть информация о временном захоронении погибшего лётчика советскими солдатами, стоявшими в щели Кобецкого в апреле-мае 1943 г. На их позициях поисковики часто находят резанный самолётный дюраль и поделки из него, так называемое, «солдатское творчество». Сейчас к поиску могилы героя подключились и юные поисковики из объединения «Патриот-поиск» Дома детского творчества.

В следующем году мы будем отмечать 80-летие Воздушного сражения над Кубанью. Прошло уже много лет с тех героических событий в истории Великой Отечественной войны, но время не может стереть нашу память о каждом погибшем за Родину. Поиск продолжается.

402-й истребительный авиационный Севастопольский Краснознамённый ордена Суворова полк майора В. В. Папкова не был расформирован после войны, а продолжает свою службу и сейчас. Его преемником является 969-й исследовательско-инструкторский смешанный авиационный полк, базирующийся в Липецке. В полку помнят всех своих героев, создан музей. Представители полка пообещали приехать этим летом в Абинск и установить на месте гибели младшего лейтенанта Анатолия Бойко памятный знак.