Эти понятия имеют определяющее значение на СВО – уверен ветеран СВО, доброволец отряда «Барс-1» – Андрей Чигринский. С ним мы познакомились на одном из торжественных мероприятий в школе №3 города Абинска.
Андрей Степанович был приглашен в школу в качестве почетного гостя, с ним пришли еще и его боевые товарищи из Краснодара – Олег Середин и Борис Мельников, также ветераны СВО.
Кстати, Андрей Степанович – выпускник школы и частый гость на уроках мужества. После окончания службы на СВО он помогает супруге Людмиле заниматься волонтерской деятельностью и работает в Абинском лесничестве. (О Людмиле Ким мы недавно рассказывали на страницах «Восхода»).
Не оставаться в стороне
Как вспоминает Андрей Степанович, когда началась специальная военная операция, узнал, что его друзья ушли на службу, и понял, что не сможет оставаться в стороне. По возрасту не проходил, тогда нашел выход и отправился на фронт от Абинского районного казачьего общества как доброволец.
– Мой дед был казаком, а прадед был одним из основателей станицы Абинской. И именно казачий добровольческий отряд «БАРС-1» был в числе первых, который сформировало кубанское казачье войско. Средний возраст бойцов в основном за 50, но несмотря на это, именно наш отряд на передовой держал оборону на одном из самых опасных участков Запорожской области. Больше трех суток шло контрнаступление, которое по итогу просто разбилось о волну добровольцев, – рассказывает Андрей Степанович, – а получилось это не из-за того, что мы профессиональные солдаты, наоборот большинство из нас – простые люди разных профессий, которые впервые попали сюда, а победили потому, что у нас есть преимущество – в виде патриотизма в нашей крови, который взращивался в нас с детства, который мы впитали с историей наших дедов-участников Великой Отечественной войны.
Андрей Степанович – собеседник достаточно скромный, говоря о происходящем, он, конечно, забыл упомянуть о своем подвиге. Благо, сослуживцы-однополчане оказались рядом.
– Однажды на перекресток выхода из блиндажа командира взвода и общего блиндажа прилетел танковый снаряд. Это был единственный проход и обойти его по окопу было никак нельзя, только выйти на поле, где шел бой. Все стояли как вкопанные, смотрели с опаской. И лишь один Андрей спросил разрешение командира, потом попросил всех отойти, сказал, что он уже пожил и, прочитав молитву, взял снаряд и вынес из блиндажа. Он мог взорваться в любой момент! – вспоминает сослуживец.
Свой геройский поступок Чигринский таковым не считает, поясняет, что сапер находился в госпитале (попал под танковый обстрел и чуть не потерял руку), а ждать другого было бы слишком долго и опасно. Но друзья в один голос твердят обратное: наш Андрей – герой!
Час, Пчела и Хаджа
Сейчас, после возвращения к мирной жизни, друзья до сих пор называют друг друга позывными.
У Андрея Степановича – «ЧАС» (первые буквы фамилии, имени, отчества), но друзья ласково называют его «Часик». У Бориса Ивановича – «Пчела» (занимается разведением пчел, а на СВО он напоминал трудолюбивую пчелку: заботился обо всех, варил борщи и даже жарил блинчики). У Олега Анатольевича – «Хаджа» (еще с юности прозвали друзья). На СВО позывные необходимы из соображений секретности, они есть у всех. Чтобы в радиопереговорах или в переписке противник не мог идентифицировать военнослужащего, понять рядовой это или командир, или в случае чего использовать для связи с родными.
– Они ведут грязную войну, ничем не гнушаются. Жестоко добивают пленных, издеваются над ними. Потом звонят родственникам и говорят забирать тела, или еще и требуют выкуп. Наверное, поэтому противника многие среди бойцов и местных жителей из освобожденных населенных пунктов называют «немцами» или «фашистами». Можно догадаться, почему так происходит. Они жестокие и беспринципные, как нацисты во времена Великой Оте-чественной войны! – объясняет Олег Середин.
Сила нашего народа
Самое тяжелое – терять друзей, сослуживцев или не иметь возможности помочь им во время боя, – сошлись во мнении собеседники. А самое страшное – попасть под танковый обстрел, от его мощности внутри все переворачивается, а спасти здесь может только вера:
– Во время боя или обстрелов, а бывало снарядов по сто на день прилетало, всегда в тяжелое время читал молитвы и это помогало. А еще часто перед боем видел знаки: пролетающих птиц над нами, то сокола, то голубей, и сразу говорил сослуживцам, что этот бой мы выиграем. Так и происходило. А еще защищал нас от гибели портрет моего деда, сделанный для «Бессмертного полка». Там, где стояла его фотография, не попал ни один снаряд, ни одна пуля! – говорит Андрей Степанович.
На вопрос, что еще помогало выжить на СВО, мужчины рассказали, что поддержка близких, земляков и, конечно, детей.
– Письма, написанные детьми, особенно согревают в трудные моменты. Это самое дорогое, что есть на фронте, ведь с каждым письмом мы ощущаем частичку своего родного дома. Те, у кого есть дети, представляют, что это письмо мог написать их ребенок и от этого становится еще теплей, – рассказывает Олег Анатольевич.
– Мы очень рады, что сейчас очень хорошо занимаются патриотической работой, потому что это не просто поддержка наших солдат, это основа духовного стержня народа. Воспитание любви к Родине начинается с осознания ее истории, уважения к подвигам предков. Сегодня это нужно нам как никогда, – добавляет Борис Иванович.
– Там, в бою, очень важно чувство сплоченности и единства. Сразу вспоминается, когда идешь по минному полю, а сзади идет твой однополчанин-друг, и ты идешь уверенней, не оглядываясь, знаешь, что сзади стена. И каждый там вносит свою лепту в победу против фашизма, а те, кто остался здесь, помогают своей поддержкой! В этом и есть сила нашего народа, – считает Андрей Степанович.
Для наших собеседников зона военных действий осталась позади, каждый из них вернулся живым к своим близким, каждый внес свой вклад в общее дело. В их сердцах – боль от пережитого, от потерь боевых друзей и однополчан. Но одновременно с этим есть и то, что они обрели там – это крепкая, настоящая дружба и несомненная вера в Победу нашей страны!
