Мост – не простое инженерное сооружение – это конструкция, соединяющая берега, людей, даже культуры.

Поэтому в жизни людей с древних времен мосты пользовались особым вниманием, их строили с любовью, большой затратой материалов, сил, инженерной мысли. Это ажурные акведуки римской империи, горные переправы Альп, шаткие подвесные конструкции в Гималаях. И шедевры сегодняшней цивилизации в Китае, США, наши, российские мосты в Крым и Владивостоке. Были раньше, есть сегодня мосты и в городе Абинске. В фондах музея Абинского района есть несколько любопытных фотографий мостов станицы Абинской, у меня в архиве тоже нашлось несколько старых и новых снимков мостов Абинска. Из всего этого получился интересный, думаю, рассказ, который привлечет в наш музей читателей «Восхода», чтобы посмотреть и узнать историю нашей земли.

Абин – река в обычное время мелкая и спокойная. Вброд в любом месте можно перейти. Поэтому для казаков, только что поселившихся в станице Абинской в 1863 году, не было особых проблем перебраться с берега на берег верхом или даже на телеге. Но не так уж редки дни, когда после дождей, или весной, при резком таянии снегов в горах вдруг бурлящие потоки поднимаются до высоких берегов и грозят наводнением. И сегодня жители города не один раз были свидетелями буйства реки, когда вода вперемежку с вывороченными деревьями и мусором грозит выйти в парк имени 30-летия Победы к установленному там танку, забивает плывущими стволами бревен стойки пешеходного моста, сворачивая их, как спички.

Так было всегда. Поэтому для станичников, особенно когда на правом берегу разрослись улицы казачьих хат, где была управа, школа и храм Пресвятой Богородицы, нужно было иметь надежную переправу.

Построить мост на Абине непросто: дно каменистое – надежные сваи для строительства конструкции не забьешь. Поэтому мостили клети, засыпанные камнем, на которых строили мост, делали защиту от льда. В истории станицы Абинской сохранились данные, что первый постоянный мост через Абин был построен в 1870 году. Но это не спасало в случае бурного наводнения – мощные потоки воды, несущиеся с гор, легко сносили все преграды. И казакам приходилось вновь тратить силы и немалые средства, чтобы восстановить переправу. На одном из старинных фотоснимков хорошо видно, как бушующая река пробила проран в мосту, обрушив мощные бревна его конструкции. И так было много раз. Почти каждый год мост приходилось или срочно ремонтировать после наводнения, или строить практически заново. Его постоянное место было там, где нынче подвесной мост, в просторечии «кладка».

Надо сказать, очень помогло не нарушить полностью связь между правой и левой частью станицы строительство железнодорожного моста на линии из Екатеринодара к Новороссийску. Дорогу начали строить 1 апреля 1885 года. И практически одновременно по трассе стали возводиться инженерные сооружения – мосты, туннели, здания станций. Уже в 1888 году дорога была торжественно открыта.

Железнодорожный мост через Абин изначально строили за версту от крайней улицы станицы, но очень быстро хаты казаков были уже вплотную к «железке», как называли железную дорогу. Он сразу же стал местной достопримечательностью, сюда приходили гулять стар и мал, молодежь назначала здесь свидания. Об этом оставили свои воспоминания старожилы. Мост спасал, когда очередное наводнение разрушало переправу в центре станицы и нужно было перебраться на другой берег. На мосту были пешеходные дорожки у рельсов. Гулять можно было спокойно – поезда ходили редко, не то что сейчас, когда километровые грузовые и пассажирские составы опасно летят по рельсам буквально через несколько десятков минут…

Это нынче железнодорожный мост перестал быть центром притяжения – далеко от центра, есть более удобные места для отдыха и свиданий. И другие мосты.

Так было до середины 50-х годов. После войны начался быстрый рост экономики, а с этим – и рост грузоперевозок. По трассе к морю, к портам уже бегали не гужевые повозки, а многотонные грузовики. Разрушение моста через реку сразу же прерывало связь между населенными пунктами побережья и центра края. Да и требования военной безопасности диктовали: нужен на трассе надежный бетонный мост, который выдержит и мощный грузовик, и – при необходимости – танк. Поэтому к 1956 году на новом месте – где улица Советов упиралась в реку Абин, был построен новый мост. А с ним – и набережная с высокими дамбами, защищающими улицы станицы от бед и наводнений. Красивое получилось сооружение на высоких опорах!

Но для пешеходов там места не было: мост рассчитан только на автомобильное движение. Можно было, конечно, пробраться на другую сторону по узенькой полоске у самого ограждения, что было небезопасно. Поэтому рядом поднялся и пешеходный мост, построенный хозяйственным способом с помощью предприятий, работающих в районе. Нефтяники выделили прочные трубы, строители сварили конструкцию, лесники дали доски на настил. Получилось легкое сооружение, связавшее берега в удобном для пешеходов месте. Но одновременно этот мостик становился преградой, когда начинала бушевать река. Среди часто расположенных труб-стоек застревали большие деревья, которые несла река. Потом более мелкий мусор плотно забивал щели между деревьями и мостик превращался в своеобразную плотину, вода начинала опасно подниматься до самого края дамб, ограждающих реку. Затор из бревен приходилось разбирать с опаской для жизни, чтобы поднявшаяся вода не затопила парк и улицы станицы, ставшей городом.

Но и этих переправ было мало: вверх и вниз по течению станица, а потом и город, протянули свои улицы на много километров. Поэтому городским исполкомом было принято решение: построить мосты для пешеходов. Один из них – мост по улице Володарского. Опять трубы выделили нефтяники из поселка Ахтырского, а рабочие ПМК на Ленинском субботнике сварили опоры и настил, покрасили конструкции. Установили для удобства людей там и освещение. Это было очень удобно для жителей северной части города: к Колхозному рынку, к ПТУ, где училась молодежь, можно было пройти напрямую, минуя центральный мост.