О помощи участникам СВО, непростых временах и предстоящих священных праздниках рассказал благочинный Абинского Церковного округа и настоятель Свято-Покровского храма города Абинска протоиерей Александр Бордунов.

Отец Александр, оказывает ли Свято-Покровский храм помощь жителям ДНР и ЛНР, беженцам, а также участникам СВО? Расскажите, пожалуйста, подробнее.

Организован централизованный сбор помощи со всей митрополии. Собирали медикаменты, средства гигиены, вещи первой необходимости, продукты и денежные средства. В большей степени оказываем помощь именно жителям и беженцам ЛНР и ДНР. Мобилизованным и добровольцам мы, в свою очередь, отдельно от нашего храма собирали продукты, медикаменты, и передавали через нашего районного атамана. Последний сбор денежных средств был благословлен Патриархом и собирался по всем епархиям России.

Духовенство епархии провожало мобилизованных, которые отправлялись в зону СВО, служило молебны для солдат, которые идут в зону боевых действий. Когда проводилась мобилизация, я посещал призывной пункт в КДЦ, где был отслужен молебен «Идущим на брань», были сказаны напутственные слова и после окропления святой водой розданы нательные крестики тем, у кого их не было. В храмах нашей епархии совершаются (по требованию) молебны для родственников мобилизованных. Мы должны быть более сплоченными в эти тяжелые дни и поддерживать друг друга. Кто как не Господь может в этом нам помочь.

Сейчас сложные времена. Люди волнуются, переживают, обращаются за психологической помощью, так как не спокойно на душе. Хотели бы вы обратиться к жителям, сказать что-нибудь, что укрепило бы дух и веру?

Только Господь может нас укрепить, сплотить и поддержать. Может спасти. Мы проводим молебны за военнослужащих, которые находятся в горячих точках. Можно приходить в храм и молиться за солдат.

За каждой Божественной Литургией читаются прошения и молитвы во всей Русской Православной Церкви. В каждом храме – Прошение и особая молитва о том, чтобы Господь дал разумение нашим правителям, защитил от тех захватчиков, которые покушаются на нашу страну, наши жизни. Дал сил воинам и ускорил нашу победу. Тех, кто положил свою душу за нас с вами, – упокоил в Царствие Небесном. Мы живем верой, любовью и надеждой. Надо помнить о том, что без воли Отца Небесного и волос с головы вашей не упадет. Если нам даются от Бога испытания, то Господь нас и укрепляет, дает силы, чтобы их преодолеть.

– Расскажите, пожалуйста, как выстраивается приходская жизнь?

Приход – это семья, община, помогающая в содержании храма. Люди помогают друг другу. Ведь Господь учит помощи и любви к ближнему, к тому, кто рядом с вами. Прихожане помогают в уборке храма, в выполнении косметического ремонта, в трапезную приносят продукты, каждый помогает, как может.

С этого года, с послаблением карантинных мер, у нас полноценно работает воскресная школа. Набрали две группы – ребят дошкольного и школьного возрастов. В школе дети изучают Закон Божий, церковно-славянское чтение, пение, общецерковную историю, основные предметы, занимаются творчеством и рукоделием, готовят театральные сценки на праздники. На Покрове Пресвятой Богородицы, Престольный праздник, например, детьми был показан кукольный театр. Сейчас у нас в воскресной школе обучаются около 20 ребят (от 6 до 12 лет).

Расскажите, пожалуйста, как изменился храм за последнее время? Что у вас нового? (ремонт, священные предметы).

В период, когда меня назначили на должность (2020 год), мы установили пожарную и охранную сигнализацию, провели ремонтные работы (покраска, уборка), были новые приобретения по утвари (бытовые обновления), а также новые облачения.

Торжества Великих праздников

Мы также спросили Отца Александра о том, какие даты в Церковном календаре сейчас особо значимы для христианина.

– Наступил новый год. У каждого из нас есть свои чаяния и надежды, связанные с ним. Все мы чего-то ждем. Но самое важное, что ждет нас? А ждет нас великая встреча – встреча с Господом Иисусом Христом. В наших домах все еще блистают нарядные елки, но мир уже затаился в торжественном ожидании грядущего торжества великих праздников – Рождества Христова и Крещения Господня.

7 января – Рождество Христово. Это первый по значимости из двунадесятых праздников, а значит, второй после Пасхи. Но если Воскресение Христово – исполнение спасительного Христова подвига, то Рождество – его деятельное начало. «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Эти слова священномученика Иринея Лионского заключают суть и значимость праздника для мира. Человек предназначен к жизни в Боге, но в результате грехопадения утратил эту возможность. По Своей любви Христос удержал нас от погибели, дал шанс вернуться, но сил для возвращения у самого человека не достает, и для нас и ради нашего спасения Бог проявляет Свое деятельное участие – Он воплощается во плоти.

Да, можно рассуждать, а не мог ли Он просто взять и вернуть нас к вратам Рая? Зачем для этого становиться человеком? Ответ, как ни странно, очень прост – потому что люди, отпав от Бога, потеряли ясность сознания, ум помрачился грехом, но незыблемой осталась свобода. Свободой люди отступили от Бога – свободой должны и вернуться.

Поэтому и было необходимо Богу стать совершенным Человеком, способным избавить нас от власти зла и, что называется, взяв за руку, возвести домой – на Небо. Такова суть Рождества Христова.

Уже 6-го января, в день Навечерия, в канун праздника, называемый также Сочельником, мы откроем души и сердца, чтобы, соединившись со всем миром, встретить Господа и устремиться вслед за Ним. Традиционно, это день сугубого поста, день ожидания первой звезды, как прообраза увиденной волхвами звезды Вифлеемской. В этот день принято вкушать особое блюдо из вареных зерен – коливо. И вот вечер, наши дома убраны и украшены, огни вертепов мерцают в окнах, православный народ стекается к молитве в храм, а сам он наполняется тихой радостью, мерцанием свечей, ароматом ладана. И в центре всего – Христос и Его Пречистая Матерь.

Рождество Твое, Христе Боже наш, воссияло миру светом разума!

Христос пришел в мир

Все последующие дни от Рождества Христова до Навечерия Богоявления 18 января будут именоваться святками и наполнятся простой человеческой и неподдельной радостью под пение колядок и рождественскими поздравлениями.

Но пройдет немного времени, и мир снова замрет в ожидании чуда. 19 января нас будет ждать еще один великий двунадесятый праздник – Богоявление, или, как его чаще называют, – Крещение Господне.

В этот день мы вспомним, как в водах Иордана Иоанном Крестителем был Крещен Иисус Христос. И, увы, в большинстве случаев это все, что мы знаем о великом празднике.

Второе название – Богоявление, дано в память о чуде, которое произошло на Иордане. На Христа в облике голубя с небес сошел Дух Святой и Глас с небес назвал Его Сыном. Евангелист Лука так пишет об этом: «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!».

Так, в видимых и понятных для человека образах явилась Святая Троица: Голос – Бог Отец, Голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын.

Так было засвидетельствовано, что Христос не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Бог явился людям!

После своей аскетичной и постнической жизни в пустыне, на реку Иордан пришел пророк Иоанн Предтеча. Здесь он говорил о покаянии и крещении во оставление грехов. Здесь он крестил людей. Это не было Таинством Крещения каким его знаем мы, но это было его прообразом.

Народ верил Предтече, многие крестились. И вот к берегу пришел Сам Христос. Господь попросил Иоанна крестить Его, но пророк возражал — «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос ответил, что так «надлежит нам исполнить всякую правду».

Воистину, велика суть этого святого праздника. Но в народе, увы, она часто подменяется приземленным смыслом традиции освящения воды.

Да, несомненно, Крещением Своим во Иордане Господь изменил сущность вод, и церковь воспоминая это накануне, в навечерие и в самый день праздника по завершении Божественной Литургии совершает Великое освящение воды. Церковь, призывая благодать Святого Духа и Божие благословение, освящает воду для того, чтобы возвратить ей первозданную чистоту. Мы же, христиане, без всякого суеверия принимая крещенскую воду, освящаем души и тела, окропляем ею свои жилища и знаем главное – Христос с нами.

В отличие от Рождества Христова, перед Богоявлением не предусмотрено поста, ему предшествуют рождественские святки. В Крещенский Сочельник православные соблюдают строгий пост.

Крещение Господне начали праздновать еще при жизни учеников Спасителя. Упоминание об этом мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу оба праздника были объединены, и лишь с конца IV века Крещение Господне стало праздноваться отдельно. Но и сейчас мы наблюдаем отголоски неделимого единства Рождества и Крещения в православном богослужении. Например, праздникам предшествует Сочельник со строгим постом, и, само собой, к обоим праздникам душа человека неизменно стремится достойно подготовиться, чтобы встретить своего Спасителя. Причем в данном случае встретить именно в прямом смысле этого слова.

Нет ничего достойнее и радостнее для человека, чем соединиться с Богом в таинстве Святой Евхаристии – в Причастии. Так что давайте вспомним: двери храмов открыты для всех кто ищет Христа, и Трапеза готова. Святое причастие ждет каждого, кто его жаждет. Но перед Причастием нас с вами ждет путь смиренного покаяния и примирения с Богом и ближними. Иными словами – исповедь.

Часто задают вопрос о том, как правильно исповедоваться? Увы, в полноте об этом мы узнаем, только представ перед Богом. Ведь правильный результат нашего покаяния – это расставание с исповеданным грехом, который мешает нашему единению с Господом. Да, Бог принимает нас в Своей Любви, прощает нас, но до этого мы должны осознанно подходить к покаянию уже здесь, на земле.

Нужно неизменно понимать: исповедь начинается с искренности. Настоящая исповедь – это покаяние в грехах, и не потому, что грехи эти указаны в каких-то перечнях, а потому, что чувствуем: они как занозы в теле инородны для нашей души. Важно не забывать и то, что исповедуемся мы только в своих грехах, а сама исповедь – это не повод пожаловаться на жизнь и на ближнего.

Всеведущему Богу не нужен наш бездумный отчет, важно покаяние, которое рождается в глубине сердца. Приходя к исповеди, мы должны прочувствовать тяжесть совершенного греха, осознать промахи и ошибки, проанализировать их в своей душе, а не просто зачитывать наскоро написанный список.

И только разобравшись, мы можем осознанно и искренне свидетельствовать перед Крестом и Евангелием: Господи, я каюсь и буду бороться со своими страстями и грехами. Не отрини меня и даруй светло и радостно встретить Тебя в дни наступающих праздников.