1941-1945 гг. Война. Германия… И любовь.

 Жительница Абинского района вспомнила о самых тяжелых временах своей жизни.

В хутор Коробкин ведет дорога тихая, но извилистая. В журналистской поездке нас сопровождал пасмурный день, однако солнце позволяло изредка наслаждаться его еле теплыми жидкими лучами. Спустя время, мы оказались в глубине мирной и спокойной сельской жизни. Здесь ветер гулял по-другому и, наверное, даже горы покинули бы горизонт, чтобы найти здесь утешение.

Нам предстояло услышать воспоминания военных лет, увидеть глазами юной девушки, как изранены были человеческие души в те ужасные годы. Такие истории невозможно слушать, завернувшись в махровый плед, потягивая горячий сладкий чай.

И как странно. События буквально царапают когтями наше сознание, даже когда мы не были их свидетелями…

Снарядами по юности

Антонина Федоровна Нещерет родилась в 1925 году в Украине. Она, ее старшие брат и сестра жили с родителями в селе Марьянское Апостоловского района. Родители Федор и Степанида работали в сельском хозяйстве: отец выполнял много разной тяжелой физической работы, мама работала в огородах. Юная Антонина ходила в школу, гуляла с друзьями, пока однажды на календаре та самая дата не объявила войну.

– Как сейчас помню, – сказала она. – 1941 год, в 12 часов ночи у меня как раз родился младший братик. Отец тогда пришел с работы и сказал, что началась война…

Словно молот ударил по воспоминаниям. Чувства вызвали слезы горечи и сожаления, которые Антонина сдержать не смогла. Слишком больно вспоминать.

1942 год. По словам Антонины Федоровны, село заполонили немецкие солдаты и их пособники, всех держали в страхе.

В один из вечеров ее и еще нескольких ребят окружили немцы, погнали до местного сельсовета, там погрузили на машины и отправили в Кривой Рог. 4 дня неизвестности, диких переживаний и страха. Всхлипывания, плач… Все вокруг думали, что началось худшее. Но самое худшее было впереди.

Антонина Федоровна вновь сморгнула слезы.

– Нас привезли в Германию спустя четыре дня, в пятницу. Здесь же закрыли на два дня, оставили без еды и воды. В понедельник нас начали сортировать. Меня отправили в Радеберг.

В этом немецком городе Антонина работала на радиозаводе два с половиной года. Повсюду тотальный контроль, и кормили одной брюквой на воде. Вкус хлеба уже и забылся.

Какие-то моменты из памяти совсем стерлись. И эпизоды приходится собирать по крупицам.

Уже и не сосчитать, сколько раз Антонине приходилось быть в пути. Их, молодых, снова и снова куда-то везли. Однажды, немецкие солдаты вели их через Дрезден. Антонина вместе с подругой, боясь, что их перестреляют по пути, отстали и заночевали под навесом на ступеньках у большого дома. Поутру отправились обратно.

По пути им встретились русские офицеры и привезли в комендатуру, накормили сахаром, хлебом с водой и посадили заниматься переписью.

В Германии Антонина выполняла разную работу: была дояркой, ездила на хлебоуборку, стряпала для офицеров. И так до самой капитуляции. В ней всегда видели потенциал хорошего работника. Тяжелое время напоминало о себе ежедневно, но Антонина каждый день старалась жить здесь и сейчас, каждый день укрепляла силу духа, во что бы то ни стало.

Возвращение

Пришло мирное время. Наконец можно было вернуться туда, где царит уют и любовь, где почва не уходит из-под ног и больше не трясутся коленки – домой.

Антонину и других ребят из комендатуры повезли на границу. Через три дня посадили на поезд… Хороший, чистый. Не тот товарный, который тогда грузом увозил их в Германию. Они снова обрели себя. Но, скорее всего, самые глубокие раны залечить уже не смогут.

– Нас привезли в Кривой Рог, – вспоминает героиня. – Оттуда мы добирались сами, как могли. Нам повезло. С помощью начальника вокзала, мы доехали до Апостолова на грузовом поезде. Далее пошли пешком в родное Марьянское.

Антонина Федоровна призналась, что по возращению домой часто болела. Говорит, во всем виновата брюква, ведь тогда любая другая еда была роскошью. Голод выступал частым гостем и верным спутником.

Война оставила после себя холодные и грязные следы, унесла слишком много жизней и выявила героев. Родные Антонины припрятали за пазухой свои военные истории. Отец увел у немцев скот в 360 голов и со своими товарищами пригнал их обратно туда, откуда они были похищены. Брат Алексей служил разведчиком, и в одиночку ликвидировал около 18 немецких солдат, после чего его наградили орденом. 

Дары судьбы

Победителем вернулась и Антонина. Это была судьбоносная встреча. Казалось, в бесконечном хаосе и разрушениях не место любви. Однако, есть мнение, что именно в тяжелые времена она являет себя, как нечто сильное, настоящее и могущественное.

Антонина и Василий – оба родом из села Марьянское. Но не знали друг друга до встречи в Дрездене. Офицеру молодая девушка приглянулась сразу. В то время даже не было раздумий и не было сомнений. Некоторое время спустя после войны, когда Василий вернулся из Японии, он нашел Антонину в городе Никополь, где она работала в столовой, и больше не смог ее отпустить. Они создали семью и по работе переехали в Абинский район, в Коробкин. Василий посадил сад, построил дом и перевез сюда семью. Быстро обустроились и стали работать. Антонина трудилась на производстве лекарственного сырья «Лекарспром», затем весовщиком и заправщиком массивных сельхоз машин. Василий был трактористом, бригадиром животноводства, далее – агрономом, и позже устроился в местную котельную.

По словам дочери Анны, семья ни в чем не нуждалась, жили дружно и всегда в достатке. Родители подарили ей, ее сестре и двум братьям счастливое детство и отличное воспитание.

– Мои браться служили в армии и активно занимались спортом, чтобы подготовить себя к службе, – говорит Анна Васильевна. – Папа был танкистом и участником самых разных боевых действий, за что был достойно награжден («За взятие Будапешта», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», Орден II степени, медаль за Отвагу).

Сейчас Василия уже нет в живых, а Антонина по-прежнему дословно цитирует его к ней письмо, где он впервые признался ей в своих чувствах. С какой нежностью и трепетом повторяла она те строки.

Сколько любви было и остается в ней по сей день. Сердцу 95 лет, но оно все еще так молодо, благодаря жизнелюбию и бесконечной вере в лучшее.

Антонина – счастливая мама, бабушка 10 внуков и более 20 правнуков. Такое богатство не сравнимо ни с чем.

Глубоко внутри покоятся залежи шрамов – следов войны. Воспоминания невольно зарисовывают портрет тех ужасных событий. Трудности закаляют. Но настоящая сила и могущество – в любви.