О Великой Отечественной войне написано немало книг, спето немало песен и снято немало фильмов. Однако, не обо всех ее участниках еще рассказано, настолько глубокие борозды оставила эта кровопролитная война в сердцах каждого из нас.И школьные сочинения – очередная возможность узнать еще хотя бы об одном участнике войны – герое и защитнике нашей страны.

Мои предки – казаки

Эту историю мне рассказал мой прадедушка Василий Филиппович Черепов, участник Великой Отечественной войны.

Он не имел высоких воинских  званий, был простым русским воином, который отстаивал свободу и независимость нашей Родины.

Василий Филиппович родился 25 октября 1925 года в хуторе Шевченко Абинского района Краснодарского края. После окончания 4 класса работал в колхозе, там же и застала его война.

Немцы! С группой местных жителей они стали свидетелями того, как фашисты догнали отступающих бойцов, тянувших на лошадях гаубицу, и обстреляли с пулемета, убили офицера.

Ночью, скрывшимся 12-ти бойцам, Василий Филиппович с несколькими местными ребятами помог пройти в горы в обход хутора и станицы Холмской, занятых фашистами. Пошли томительные месяцы  оккупации. Надежда, что придет освобождение, усилилась, когда местные жители увидели советский самолет с красными звездами. Он пролетел над хутором, сбросил листовки. По приказу немецких офицеров, чтобы листовки не попали в руки местным  жителям, полицаи их собрали и уничтожили. Людям брать их было нельзя под угрозой расстрела. Но все-таки тайком они собирали и читали их, ожидая свою армию.

Шел последний месяц зимы 1943 года, когда в дом, где жил Василий  Филиппович, постучали. Это был лейтенант, тот самый из 12-ти бойцов. Он еще раз поблагодарил за оказанную тогда помощь, спросил, сколько молодых парней призывного возраста. В феврале 1943 года Василий Филиппович был призван на борьбу с фашизмом в ряды советской армии.  В книжке красноармейца, которую он хранит до сих пор,  указана дата и другие записи, что призван он от Мингрельского РВК.

Черепов Василий Филиппович попал в состав 353 стрелковой дивизии 1147 стрелкового полка 2-го батальона 5 стрелковой роты на должность стрелка и минометчика. Короткое обучение от бывалых солдат, и с 22 по 23 февраля Василий Филиппович уже участвовал в освобождении станицы Мингрельской. Василий Филиппович рассказывает, что было трудно. Раскисшие дороги вынуждали бойцов все необходимое вооружение и боеприпасы переносить на себе. Кухни не всегда поспевали за боевыми частями. Солдат кормили как могли жители хуторов и станиц, на бойца выдавали 10 патронов и две гранаты-лимонки. Также из-за дефицита одежды приходилось воевать в обычной гражданской.

Затем было участие в боях под хутором Новотроицким села Варнавинского, освобождение хуторов вокруг нынешнего Варнавинского водохранилища (тогда еще плавни). Атаки, минометные обстрелы, потери близких товарищей…

Василий Филиппович вспоминает такой эпизод в плавнях около хутора Новотроицкого: на узком месте, при переходе на небольшой островок, их отряд заметили фашисты, открыли минометный и пулеметный огонь. Командира батальона ранило, прибывший младший лейтенант Гладков Михаил Павлович поручил им вынести тяжело раненого командира к своим. Пробираясь, в камышах услышали приближающийся шум. Сообщили раненому командиру. Он приказал запросить пароль, если никто не ответит или ответят неправильно, – забросать гранатами. Запрос на пароль не остался без ответа. Неизвестные отозвались верно: «Гроза» и оказались разведчиками на лодке. Дальнейшая судьба командира осталась для Василия Филипповича неизвестна. После они с товарищем вернулись к своему отряду. Немцы продолжали обстрел с минометов. Залегли. Его товарищ, чтобы осмотреться, приподнялся совсем немного, но был сражен осколком мины в голову. Успел только охнуть и вымолвить «Ой, мама…». Погиб.

К концу марта стали готовиться к освобождению станицы Абинской. Весенняя распутица улеглась и дороги стали более проездными для техники. Всем бойцам его роты приказали получить сухпаек, в замаскированной полуторке выдавали сухари. Их бойцы распихивали по оставшимся свободным от патронов и гранат карманам. Бывалые красноармейцы были уверены, что скоро наступление.  Активизировалась разведка. Командир говорил, что обеспечение армии снарядами и патронами дается тяжелым трудом рабочих за Уралом, и не один из них не должен быть применен напрасно и безрезультативно. Здесь особенно  важна роль разведчиков.

Немецких фашистов поджимали с северной стороны от станицы Абинской со стороны Мерчанской, хутора Веселого, перерезая пути сообщения со станицей Крымской. Наконец наступление. Атака. Василий Филиппович бегом с ящиком мин для миномета бежал с другими бойцами на немецкие позиции, взрывались вражеские снаряды, мины… Как вдруг он увидел впереди стоящего раненого бойца, у которого в одной руке была винтовка, а в другой – граната. Прибегая мимо, он услышал знакомый голос: «Это я, Коля Гиреев, помоги мне…», тот оказался его земляком, с которым они вместе ходили в школу хутора Первомайского. Но громкий крик командира: «Санитары подберут!» заставил его дальше устремиться в атаку.

Как выяснилось, в том бою Николай Васильевич Гиреев выжил, служил дальше во 2 гвардейской таманской мотострелковой дивизии, а погиб он 11 ноября в 1943 году в тяжелых боях с противником в Крыму за населенные пункты Маяк, Баксы, Аджимушкай под городом Керчь.

В азарте атаки Василий Филиппович почувствовал резкий удар в голову, пробежал несколько метров и упал, потеряв сознание. Осколком мины ему срезало часть черепа. Сознание частично вернулось к нему, когда раненых и убитых бойцов осматривали санитары. Он как бы отдаленно слышал голос: «Да нет, этот парень не жилец, мертвый наверно…». Он чувствовал, как кто-то проверяет пульс на его руке. Затем возникла какая-то суета и опять забытье. Очнулся он уже в госпитале станицы Мингрельской. Здесь первой его нашла крестная (в девичестве фамилия Осыка) Вера. Василий Филиппович долго восстанавливался в разных госпиталях, в том числе и в Абхазии. Сразу после ранения его оперировал хирург Осипов Вячеслав Вячеславович, с которым он переписывался после. Хирурга интересовало последующее состояние Василия Филипповича. После лечения он вернулся домой в хутор Шевченко.

Довелось побывать Василию Филипповичу на трудовом фронте. В марте 1945 года его и еще 250 человек из Краснодарского края отправили в Свердловскую область на танковый завод в город Нижний Тагил. Ему и его земляку из Мингрельской Кожан Николаю, как бывшим фронтовикам, доверили работу на контрольно-пропускном пункте завода. Он получил инвалидность, но по возможности работал в колхозе «Родина». Имеет награды: медаль «За боевые заслуги», медаль «За Родину», орден «За заслуги перед Отечеством».

Каждый год Василий Филиппович на 9 Мая  празднично одевается, прикрепляет награды, посещает уроки мужества в нашей казачьей школе. Он до сих пор бережно хранит письма и красноармейскую книжку, на которой остались его капли крови, когда он был ранен.

Мы гордимся, что у нас есть такой земляк, выходец из казачьего рода. Что он защищал наше Отечество, свою семью, родной дом, все, что ему было очень дорого. Я очень рада, что смогла узнать так много нового о моих предках, ведь это наша история. Это история нашей страны, Родины, которую мы должны знать.

Светлана Елисеева

9 «А» класс, школа №21,

хутор. Первомайский.

В 2020 году ветеран переехал в станицу Северскую.