Тема будущего внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, безусловно, интересует наших читателей.
Что изменится для граждан после внесения поправок, с чем связана необходимость столь решительного пересмотра ряда положений документа, — об этом говорит депутат Государственной Думы Российской Федерации Иван Иванович Демченко:
— Вы помните, что изменить и дополнить ряд глав Конституции, с третьей по восьмую, президент предложил в ходе своего январского Послания Федеральному Собранию РФ. Прозвучало это неожиданно для многих, но озвученные тогда Владимиром Путиным приоритеты внутренней политики государства произвели небывалый эффект. С того момента деятельность всех органов власти страны стала ориентироваться на цели и задачи объявленных президентом национальных приоритетов. Было отправлено в отставку правительство, произошла череда отставок в силовых структурах. Затем была создана рабочая группа по внесению изменений в Конституцию. И вы посмотрите, какой резонанс вызвала ее деятельность. Более тысячи предложений поступило от граждан, организаций, общественных и профессиональных объединений. А более 200 вошло в окончательный текст.
Это говорит о том, что тема формулировки прав граждан, содержания статей Основного закона очень важна для нас всех.
Те нормы, которые вошли в Закон РФ «О поправке к Конституции Российской Федерации, о совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», и за который нам еще предстоит всем народом проголосовать, содержат, на мой взгляд, те пункты, которые сейчас как никогда востребованы всей логикой развития страны, ее нынешним состоянием и ее ролью в мире. И еще надо четко понимать, что названный закон, уже принятый Думой, по решению президента страны вступит в силу только после его одобрения на всероссийском голосовании.
Если условно, то предлагаемые изменения в Конституцию, которые содержаться в законе, можно разделить на тематические группы. Они все, безусловно, важны. Но надо отметить, что беспрецедентно мощно
закрепляется в документе социальная ответственность государства перед своими гражданами.
Возьмем, к примеру, норму о регулярной индексации пенсии. Ее президент предложил проводить не реже двух раз в год. Да, есть соответствующий федеральный закон, но такой пункт, закрепленный в Конституции, уже обязывает не какое-то министерство или Пенсионный фонд индексировать эти выплаты пожилым, а объявляет это обязанностью государства. И это очень важное уточнение, ведь после одобрения поправок в ходе будущего голосования индексация не только пенсий, но и социальных пособий и выплат будет осуществляться независимо от политических или экономических неурядиц. Дети теперь объявлены высшим приоритетом государства. А это значит, что поддержка семей с детьми теперь тоже становится основной задачей РФ, и в законе прописан ряд мер адресной социальной помощи в этом направлении.
Также впервые на высшем законодательном уровне объявляется, что минимальный размер оплаты труда в нашей стране не может быть ниже прожиточного минимума. И это очень серьезное достижение, свидетельствующее о значительном росте возможностей государства.
Не могу особо не отметить и кардинально меняющую степень суверенитета России норму о приоритете нашей национальной Конституции над международными соглашениями, заключенными Россией. Теперь, если такие договоры, затрагивающие интересы наших граждан, будут вступать в противоречие с Основным законом, то на территории России они не будут выполняться. И это, пожалуй, тоже одна из основополагающих норм.
Не менее значимо и положение о защите территориальной целостности страны, и запрете действий, направленных на изменение границ РФ. В современных реалиях, когда не только Япония, но и Польша, и Эстония, не стесняясь, предъявляют претензии на российские территории, а Украина вообще считает Кубань исконно своей, согласитесь, такая поправка просто необходима.
И абсолютно убежден, что взятый теперь на себя государством контроль за доступностью и качеством медицинского обслуживания обязательно будет поддержан гражданами. Тоже самое касается и пункта о защите природы и сохранении уникального природного многообразия страны. Очень важно, что в тексте закона закреплено сохранение и защита исторической правды, преемственности идеалов предков и веры в Бога, установлен приоритет семейного воспитания. Также введено положение о самобытности культуры народов, и определен статус русского языка. В тексте действующей Конституции 1993 года он был назван государственным, но это не никак пояснялось. Теперь статья полностью звучит так: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов». И такая формулировка, уверен, должна еще больше укрепить союз народов России.
Также скажу, что вводится ряд запретов для депутатов и членов правительства. Теперь занимать государственные должности может исключительно гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Теперь это требование касается в равной степени как председателя Правительства РФ, министров, депутатов ГД и сенаторов, губернаторов, прокуроров, судей, так и, естественно, главы государства. Также в Основном законе предлагается прописать запрет для тех же должностных лиц на возможность открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.
Отмечу, что эти запреты и раньше были прописаны в законодательстве, однако, после закрепления их непосредственно в Конституции РФ, они становятся нормами прямого действия. Они позволяют не только повысить ответственность тех, кто претендует на государственные должности и укрепить антикоррупционную политику государства, но и существенно повысить уровень безопасности страны.
В этой связи также не могу не отметить и значительное расширение полномочий Государственной Думы РФ. Теперь российский парламент будет иметь полномочия по формированию правительства страны. Таким образом, и ответственность членов кабинета министров перед обществом существенно возрастает, что, конечно же, не может не способствовать повышению эффективности его работы. А это очень важно в свете тех задач, что ставит перед нами глава государства.
Не могу не остановиться еще на одном важнейшем, на мой взгляд, изменении государственного устройства страны. Мы с вами знаем, что муниципальный уровень власти — самый близкий для людей. От руководства муниципальных образований зависит уровень и качество нашей жизни, обеспечение теплом, энергией, водой, инженерной инфраструктурой и многим другим. Но до сих пор местное самоуправление не входило в систему государственной власти и существовало как бы само по себе. Теперь предполагается, что оно войдет в систему публичной власти страны наравне с федеральным и региональным уровнем. Таким образом, уверен, решится главная на сегодняшний день проблема городов и районов — жесткая нехватка средств на исполнение своих полномочий. В первую очередь, это должно значительно ускорить и реализацию приоритетных национальных проектов, определенных майским указом главы государства.
И совершенно очевидно, что на такие меры государственная власть России раньше пойти не могла. Согласитесь, что для этого должны были сложиться все условия — и политические, и экономические. Не менее важным, а может быть, даже определяющим фактором возможности таких мощных изменений во внутриполитической жизни стали несомненные успехи России на международном уровне. И для того чтобы окончательно закрепить все наши общие достижения, и проводится всенародное голосование по предложенным президентом страны и рабочей группой поправкам в Конституцию Российской Федерации.