«Жизнь моя песней звучала в народе.

Смерть моя песней борьбы прозвучит».

Муса Джалиль.

Всего три месяца не дали фашисты дожить до победы генералу военной академии Дмитрию Карбышеву, прошедшему Первую мировую, Финскую, Японскую войны, награжденного орденами и медалями.

21 июня 1941 г. его направили в Гродно укреплять рубежи Белоруссии, где уже были сосредоточены немецкие танки и самолеты.

Чуть забрезжил утренний рассвет, на Гродно, Брест и другие приграничные города посыпались авиабомбы, затем они слились в сплошной гул. В этом кромешном аду Д. Карбышев пытался наладить оборону, но внезапность нападения дала возможность немцам занять Гродно и остальные пограничные территории со столицей Белоруссии.

Находясь в окружении немцев, с горсткой солдат, он пытался соединиться с Красной Армией, переправиться на правый берег Днепра, но и там их встретили огнеметным огнем. Контуженного генерала Дмитрия Карбышева и полковника Петра Сухаревича взяли в плен. За 4 года они прошли все лагеря смерти, включая Освенцим и Маутхаузен, где сутками работала адская печь крематория с клубами дыма, пахнувшего горелым мясом и смертоносными газовыми камерами. Лагерь-душегуб гудел, клокотал, наводил ужас на всю округу.

Гитлеровские захватчики задались целью: любой ценой заманить, привлечь 60-летнего ученого генерала на службу фашистской Германии. Но верный присяге и воинскому долгу, беззаветной любви к своему Отечеству, генерал ответил: «Предательство Родины – наибольшее преступление для меня. Воинскую честь я всегда ставил выше своей жизни. Я не способен на измену и вечный позор». Никакие обещанные личные блага не пошатнули моральный дух генерала. В фашистском плену узникам было на кого равняться, с кого брать пример. Главное: «не терять чести даже в бесчестии», не покоряться, не пасть на колени перед врагом. «Держитесь, товарищи, победа будет за нами», – говорил советский ученый, академик, труды которого были известны не только у нас, но и за рубежом.

С особой жестокостью эсэсовцы совершали злодеяния по отношению к офицерам и к коммунистам Советской Армии. На волоске от смерти они смело смотрели ей в лицо. Осенью 1944 г. по приказу Гитлера был повешен в камере одиночке комиссар полковник Петр Сухаревич, затем сожжен. Чувствуя приближение Советской Армии, немцы с особыми злодеяниями совершали свои кровавые преступления: заживо сжигали, травили газом всех, кто не мог уже работать на фашистов. В течение двух суток 18 и 19 февраля 1945 г. после побоев и пыток, раздетого, фашисты вывели генерала на 20-градусный мороз, облив сначала горячей, затем из брандспойтов ледяной водой. Перед смертью, медленно превращаясь в ледяную статую, генерал Карбышев произнес: «Бодрее, товарищи, думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас».

Героической жизнью и доблестной славой генерал воздвиг себе нерукотворный памятник. Имя легендарного генерала бессмертно. На его родине в г. Омске стоит памятник, к которому приходят тысячи граждан поклониться мужеству земляка. Исполинская фигура из белоснежного, почти прозрачного мрамора, подобная плывущему в океане айсбергу, возвышается в Маутхаузене. На двух языках: русском и немецком, на мраморной плите высечено: «Дмитрию Карбышеву. Ученому. Воину. Коммунисту. Жизнь и смерть его была подвигом во имя жизни».

В нашей солнечной системе немеркнущий свет излучает путеводная звезда – малая планета Карбышева. Мощный наливной танкер «Генерал Карбышев» бороздит океаны, белоснежный теплоход «Генерал Карбышев» плавает по Оби и Иртышу. Его именем названы школы, улицы и военная академия, где изучают его труды по оборонительным сооружениям. В Москве на Смоленском бульваре у мемориальной доски всегда живые цветы.

Пусть никогда не померкнет слава генерала, а жизнь и смерть его служит примером и вдохновляет нас на новые подвиги!

Людмила Дитинич