Быть чистым душою и жить достойно

О своем военном опыте рассказал абинчанин и потомственный казак Сергей Дегтярев.

Если не ради мира, то ради чего мы идем в бой? Если не ради лучшего будущего, то зачем мы сражаемся? Если цель наша не прояснить небо и не примирить его с землей, то что мы должны делать? Если мы разобщены и сражаемся друг против друга, то как мы можем называться братьями?

Тема героизма – вечная и непоколебимая. Герой никогда не знает, что он герой. Его сердце отдано поступкам, а не словам. А сила и мужество – переданы народу. Не себе.

Первые полевые

Сергей Дегтярев родился в городе Абинске в казачьей семье. С детских лет увлекался мотокроссом. С 12 лет состоял в местном мотоклубе, вместе с ребятами «крутили гайки», изучали устройство и механизмы мотоциклов, учились ездить и участвовали в соревнованиях. Через много лет свою любовь к мотокроссу и знания он передаст молодым ребятам, таким же увлеченным, каким в юности был сам.

В 18 лет призвали в армию, где и приобрел первые военные навыки. Состоял в группе советских войск в Германии, служил в мотострелковом полку, где сутками проходили учения по стрельбе, тактике, боевой работе. Постоянными были и полевые выходы.

После службы в армии Сергей Алифтинович вернулся домой, устроился работать водителем, вскоре женился, и они с супругой создали семью. Двоих сыновей он тоже обучил военному делу.

Главная задача – обеспечивать мир

Сергею Дегтяреву было 32 года, когда он отправился воевать в Чечню.

– Когда в Дагестане начались бои, наш знакомый командир дивизии генерал Кривошеев предложил нам отправиться на военное задание. Я и еще 15 добровольцев заключили контракт и устроились в дивизию. На полигоне буквально за месяц обучились снайперскому делу и отправились в Чечню в составе 7-ой воздушно-десантной дивизии, где воевали 7 месяцев.

Когда вернулись из Чечни, Сергей Алифтинович и еще несколько ребят, которые бок о бок с ним участвовали в военных действиях, пожелали отправиться в Югославию в качестве миротворцев. Сначала поехали в Рязань, где около месяца обучались на миротворцев в учебном центре.

– В Косово была совсем другая миссия. Мы не ликвидировали противников, а общались и примиряли их между собой, – отмечает Сергей Алифтинович. – Учили албанский и сербские языки. В составе миротворческих сил год пробыли на посту.

Под их юрисдикцией было три сербских деревни, которые они защищали от албанских боевиков. Вооруженные и подготовленные, на страже круглые сутки. У миротворцев было много задач: охранять, сопровождать детей в школу, проводить миротворческие переговоры, не допускать нападений. А если напали – отбиваться. Но, пожалуй, главная задача – обеспечивать мир.

Сергей Алифтинович рассказывает, что в Косово было интересно наблюдать за детьми:

– Шустрые у них ребята. Бегают, мяч гоняют, как мальчишки, так и девчонки. Набегаются – краснощекие такие, лица разгоряченные. Но пока не доиграют, не остановятся. Жаль было сербский народ. Их окружили, угрожали, а дома свои они бросать не хотели. Косово – кладезь редкоземельных металлов. Таких, например, как никель и палладий, потому и шли здесь бои. Воевали за землю, за выгоду.

Цель, как наука

Попросила Сергея Алифтиновича подробнее рассказать о его боевых навыках и что, прежде всего, должен знать снайпер.

– Снайперское дело – это целая наука. Снайпер работает, чаще всего, на переднем крае, который обычно заминирован. Там, порой, не избежать засады. Снайпер должен быть зорким, видеть все, распознавать мины, сделать так, чтобы противник его не обнаружил. У него существует свой кодекс чести, где пункты, как божьи заповеди. Будешь соблюдать – будешь жить. Например, пункты кодекса гласят: раненых не добивать, дети – неприкосновенны, гражданские не имеют отношения к войне.

Сергей Алифтинович признается, что в таком непростом вопросе, как ликвидация противника, помогает чтение молитвы.

– Молюсь, чтобы от моего оружия не пострадал невинный человек.

Спросила, встречал ли он бойцов, которые по каким-то своим личным соображениям отказывались держать в руках оружие, использовать его по назначению?

– Когда мы охраняли корабли на Шри-Ланке от сомалийских пиратов, нам в охрану поставили ланкийца. Молодой, неопытный, назначили его туда, чтобы боевого опыта набирался. Так он нам и сказал, что если случится бой с пиратами, стрелять он в них не будет. Говорит, ему согласно вере вредить нельзя. У буддистов свои законы.

Военная операция

Общий боевой опыт Сергея Дегтярева – 23 года. На камуфляжной форме в несколько рядов – самые разные военные награды и медали: две за Косово, за Крым, за специальные задания, выполненные в Абхазии, а также за спасение крымчан при наводнении, и многие другие ведомственные награды. А на черкеске носит высшие государственные награды – две медали «За отвагу» и орден Мужества. 

Весной этого года в составе казачьего отряда он и его товарищи вызвались добровольцами СВО. Сергей Алифтинович командовал ротой, которая выполняла поставленные задачи.

– Как там? – спрашиваю я.

– Людям тяжело, – отвечает Сергей Алифтинович. – Самое страшное, когда страдают мирные жители, старики, которым некуда бежать, они стараются сберечь то, что у них осталось. Страдают и дети. Видели, как ребенок под обстрел вышел. Года три ему, совсем маленький. В огород выбежал поиграться. Смотрю и мама – за ним… Дети ведь не понимают, что такое война. Для них – это реальность. Для нас – потрясение. А ребенок растет на войне, привыкает к взрывам. Может и на мину случайно наступить, для себя он не видит опасности.

– Как ведут себя ребята, которые идут в бой впервые? Испытывают ли какие-то сильные психологические потрясения? – спрашиваю я.

– Конечно, волнуются. Им уделяем пристальное внимание. Мы не бросаем их сразу в самое «пекло». Они сначала наблюдают, нужно чтобы они сами почувствовали, что такое бой. Мы, бывает, разговариваем во время боя, что-то подсказываем. Никто из ребят не кричит, не паникует. В глазах – страх, поначалу. Но затем уже полегче. Я и не помню, как сам справлялся. Знаю только, что мне помогает молитва. Перед штурмом сердце в груди грохочет, не знаешь, что тебя ждет. Молитву про себя читаю и успокаиваюсь. Нужно верить и идти в бой с чистыми помыслами, выступать за справедливость, быть чистым душой и жить достойную жизнь, проявлять ко всем милосердие, тогда Бог поможет. Прошу о том, чтобы невинные люди не страдали. Если просто так идти на войну, на душе не имея ничего кроме желания обогатиться, можно запросто погибнуть с такими мыслями. Нужно свой внутренний мир содержать в чистоте, из «избы» выметать сор и очищать душу. Тогда и вокруг будет чисто.

Военно-патриотическое наследие

Бои закаляют. Непросто сражаться за мир. Но бороться нужно, чтобы лучшему будущему было куда прийти. Хочется обрести уверенность, что завтрашний день все же наступит.

На базе военно-патриотического клуба «Победа» в Абинске Сергей Алифтинович работает с молодыми ребятам: обучает мотоделу; вместе с юными патриотами выбирается в лес и проводит поисковые работы (обломки от самолета, останки пилота и другие следы войны). Юные бойцы проходят и стрелковую подготовку.

– Целый день проводят в полевых условиях, – говорит Сергей Алифтинович. – Чтобы не были сильно комнатными, домашними. Чтобы легче переносили тяготы службы. Старшие обучают младших, отрабатывается сплоченность.  Знаменитая гречка с тушенкой – в будничном рационе юного бойца. Необходимо хорошо подкрепиться, выпить полевой ароматный травяной чай, вдохнуть запах леса и костра для бодрости духа. И снова в бой – чинить мир.