Наталья Костенко обратилась к главе Центробанка РФ Эльвире Набиуллиной и руководителю Роспотребнадзора Анне Поповой с просьбой проверить работу банков, заключающих кредитные сделки с пенсионерами, а также усилить надзор за порядком оформления данных сделок, так как участились жалобы граждан на использование в отношении них непрозрачных и дискриминационных условий при кредитовании.
Так, заявительница из Краснодарского края пожаловалась на включение в условия кредитования непонятных и обременительных условий. По словам заявительницы, она, обратив внимание на красочную рекламу, предлагающую получить кредит по ставке 12,9%, обратилась за кредитом в ПАО «Почта Банк». Однако в момент оформления кредитной сделки, сотрудник банка, сообщил, что в связи с тем, что она является пенсионером, ей может быть выдан кредит только по завышенной ставке под 29,5% годовых. Согласовав предложенные банком условия и получив кредитные средства в сумме 300 000 рублей, заемщик обратила внимание на то, что указанная в договоре сумма кредита, отличается от полученной и составляет 399 000 рублей. После выяснения заявительницей причин получения меньшей суммы кредита, чем указано в договоре, банк сообщил заемщику, что ею помимо кредита была приобретена страховка в сумме 90 000 рублей, а также оплачена комиссия в сумме 9000 рублей по программе «Гарантированная ставка».
По словам заявительницы, действия банка по взиманию платы за дополнительные услуги не соответствуют ею воле, поскольку в момент оформления кредитной сделки сотрудником банка не было разъяснено о приобретаемых дополнительных услугах (их содержании, потребительских свойствах, стоимости и т.д.), а также то, что оплата этих услуг будет осуществлять за счет кредитных средств, которые заемщик должна будет вернуть вместе с начисленными процентами.
В расторжении сделки по приобретению дополнительных услуг ей было отказано, поскольку, как сообщил сотрудника банка, срок для отказа от этих услуг истек. Кроме того, несмотря на то, что кредит был полностью погашен заявительницей спустя полгода с момента заключения кредитной сделки, банк помимо выданной суммы кредитных средств и начисленных процентов за период пользования кредитом, также удержал средства за дополнительные услуги в сумме 99 000 рублей, рассчитанные на весь период действия кредитного договора.
«Максимальная сумма кредита клиентам пенсионного возраста ограничена 200 тысячами рублей, то есть 300 тысяч герою публикации могли выдать не на льготных условиях, — уточняет пресс-служба Почта Банк, — Это не выгодно и обычно мы предлагаем воспользоваться спецпредложением для пенсионеров. Очень важно и то, что ставки 29,5% в нашем банке давно нет, сегодня максимальная ставка – 22,9%. ЦБ регулярно проводит меры, способствующие снижению банком верхнего порога ПСК, которым Почта Банк неукоснительно следует. Кроме того, договор страхования невозможно подписать «между делом» вместе с остальными документами. Это отдельный договор, его подписание сопровождается выдачей страхового полиса».