Как кубанские поисковики с помощью военного самолета раскопали драматическую историю нескольких судеб. Трагические события далекого 1943 года, описанные в статье, затронули и наш, Абинский, район.

С лопатой выполняем долг

— Война не закончена, пока не похоронен последний солдат, — цитирует заместитель руководителя поисковой организации «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев. – А значит, мы, вооружившись лопатами и металлоискателями, выполним свой долг перед Отечеством.

Порфирьев вместе с другими энтузиастами создал поисковый отряд в 2014 году. Участники экспедиций находят останки пропавших без вести солдат, идентифицируют их, перезахоранивают с воинскими почестями.

Часто на такие похороны приезжают и потомки погибших – поисковики обязательно связываются с ними.

Разведывательные работы ведут в основном в Крымском районе – именно здесь в годы Великой Отечественной шли наиболее ожесточенные бои по освобождению Кубани от фашистских захватчиков.

Частые находки здесь – военные самолеты, как советские, так и немецкие. За время работы удалось отыскать более 300 боевых машин и установить судьбы их экипажей.  И порой такие поиски напоминают детективы с острым сюжетом.

Евгений Порфирьев рассказал историю, которая врезалась в память больше других.

— В июне 2014 года мы узнали, что в станице Эриванской живет человек, который может показать в горах на границе Крымского и Абинского районов место падения советского самолета в годы войны, — вспоминает поисковик. – Проводником оказался местный житель Николай Петрович.

Выяснилось, что впервые на месте падения самолета он побывал с друзьями еще в детстве, сразу после войны. Его старшие товарищи даже видели эту катастрофу.  Рассказывали, что немецкий самолет почти в упор расстрелял советский истребитель. Плотность огня была такой, что прямо в воздухе у самолета отвалились крылья. Неуправляемая машина рухнула в горы. Такое не забывается.

Полет без крыльев

И Николай Петрович хорошо помнил это место в горах. Он привел сюда поисковиков.

— Мы забрались на вершину хребта, с которого открывался вид на соседний Коцехур, неподалеку от Геленджика, — продолжает Евгений Порфирьев. – Известно, что именно здесь в апреле 43-го развернулись ожесточенные бои, позже названные Кубанским воздушным сражением.

Обломки боевой машины виднелись среди травы. Участники экспедиции сразу опознали в них истребителя Як-7Б. выяснилось также, что самолет падал почти вертикально, цепляясь за вершины деревьев – удивительно, но стволы до сих пор сохранили эти следы. В образовавшейся в земле воронке поисковики нашли крупные фрагменты самолета, парашют, а также останки пилота. Судя по ним, парню было лет 20 от роду.

— Теперь предстояло узнать имя юного летчика и его трагичную судьбу. Из архивов мы получили сведения, что самолеты Як-7Б стояли на вооружении исключительно у 278-й истребительной дивизии. Это существенно сужало круг поиска. Изучив список потерь этой дивизии за апрель 1943 года, мы установили, что среди возможных кандидатур было 12 летчиков. Но кто из них тот самый? Еще несколько раз добровольцы ходили к месту падения, пока не отыскали обломок мотора с частью его номера – ПФ 4-28, — рассказывает поисковик.

Такой номер был у одного мотора истребителя. Пазл сложился. Самолет не вернулся с задания 20 апреля 1943 года. В своем последней боевом вылете истребитель пилотировал сержант Георгий Прохоров 1923 года рождения. Согласно оперативной сводке, в 7 утра в районе Новороссийска на высоте 3-4 тыс. метров над землей завязался ожесточенный бой между двумя советскими самолетами и несколькими немецкими. В результате одному нашему летчику – младшему лейтенанту Дудинову – удалось посадить свою боевую машину в районе станицы Северской. А сержант Прохоров погиб. Это был его второй вылет. Первый он совершил накануне, 19 апреля. Кто же сбил молодого бойца?

Немецкий ас из люфтваффе

— Изучив немецкие архивы и сопоставив GPS-координаты места падения с системой координат люфтваффе, мы установили немецкого пилота. Им оказался Гюнтер Ралль. В 7.49 по Москве он заявил о сбитом им немецком самолете севернее Геленджика, в этом же квадрате, — говорит Порфирьев.

Оказывается, юного летчика Прохорова убил один из лучших асов Третьего рейха. По результативности он был третьим пилотом люфтваффе после Хартманна и Баркхорна. За годы Второй мировой войны Гюнтер Ралль сбил 275 самолетов. Истребитель Прохорова был 116-м в скорбном списке. Известно, что Ралль дожил до 2009 года. Он был награжден всеми высшими наградами фашистской Германии.

— Но именно на плечи таких рядовых тружеников войны, как сержант Прохоров и его товарищи, для многих из которых их первый боевой вылет стал последним, легли основные трудности воздушных боев в небе Кубани. Именно их жизнями оплачена столь трудная и столь важная победа в Кубанском воздушном сражении, — подчеркнул Порфирьев.

Ольга Островская

 («Кубанские новости», №82 за 3 июня 2020 г.).