Очередная годовщина освобождения Абинского района от немецко-фашистской оккупации вновь возвращает нас к героическим событиям зимы – весны 1943 года.

Важной частью этого процесса являлась деятельность авиации, серьезное изучение которой сегодня только начинается, в основном благодаря широкой доступности архивных материалов. Существенно расширяют наши знания по истории войны и находки, сделанные участниками поискового движения. Кроме того, работы поисковых отрядов помогают обнаруживать останки незахороненных воинов, отдавших свои жизни ради Великой Победы.

У поисковиков есть такое правило – возвращаться к старым местам падения боевых самолетов, особенно в тех случаях, когда неизвестны имена экипажей. Абинский отряд Краснодарской краевой общественно-поисковой организации «Кубанский плацдарм» начиная с 2015 года проводил работы на месте падения советского бомбардировщика Ли-2 в районе урочища Алексюкова делянка (юго-западнее хутора Эриванского). Во время поиска фрагментов бомбардировщика, в непосредственной близости удалось обнаружить место падения еще одного нашего самолета. По характерным деталям от двигателя, фрагментам обшивки и лопасти винта определили, что это истребитель И-16. К сожалению, найти заводской номер самолета или двигателя так и не удалось, несмотря на то, что выезжали на место падения много раз. «Ишачок» (так называли в войну И-16) остался неопознанным, также неизвестной была и судьба пилота.

Прошли годы. Никаких новых данных по этому самолету получено не было. И вот в феврале текущего года очередной выезд на место падения дал необходимый результат. На месте работала группа Абинского отряда в составе Владимира Васильченко (командир отряда), Руденко Сергея и Петросяна Геннадия. В результате тщательного прочесывания каждого квадрата земли вокруг небольшой воронки на месте падения, были подняты останки пилота. Вместе с ними обнаружились пуговицы и знак военно-воздушных сил с петлицы летчика. Теперь дело сдвинулось с мертвой точки.

Это свидетельствовало о том, что пилот погиб вместе со своим истребителем. Полученные сведения были переданы в Краснодар заместителю руководителя поисковой организации «Кубанский плацдарм» Евгению Порфирьеву. У него за долгие годы поиска погибших самолетов на Кубани собрана обширная база данных по боевым машинам и их моторам. Просмотрев списки потерянных в районе между хутором Эриванским и станицей Эриванской самолетов И-16, удалось вычислить погибшего летчика. Им оказался пилот 975-го истребительного авиационного полка лейтенант Петр Григорьевич Грачев.

Из документов стали известны некоторые обстоятельства гибели истребителя. В свой последний боевой вылет лейтенант Грачев отправился 13 февраля 1943 г. В это время войска 47-й армии продолжали наступать с юга, со стороны станицы Шапсугской, в направлении на станицу Абинскую. Наступление началось 12 февраля 1943 г. После артиллерийской подготовки части 47-й армии перешли в наступление с задачей прорвать оборону противника и освободить станицы Крымская и Абинская. В этот день была освобождена столица Кубани – город Краснодар. Отличились войска 18-й и 46-й армий. Но в полосе наступления 47-й армии стрелковым полкам и бригадам морской пехоты удалось в течение суток продвинуться местами всего лишь на 100 – 200 метров. Это объяснялось тем, что противник, всеми силами пытаясь удержаться на Кубанском плацдарме, сумел построить совершенную с военно-инженерной точки зрения оборону. В горно-лесистой местности южнее станиц Крымской и Абинской возводились противопехотные, и на танкодоступных участках противотанковые заграждения, создавались минные поля и линии лесных завалов. Строилась скоординированная система многоярусного огня артиллерии, минометов и пулеметов. Все это позволило создать плотную огневую завесу, прорваться сквозь которую без тщательной инженерной и артиллерийской подготовки было невозможно.

Советская авиация не могла качественно помочь наступающим войскам. У наших Военно-воздушных сил на Северо-Кавказском фронте была серьезная нехватка бомбардировочных и штурмовых сил, а аэродромы базирования находились далеко от театра военных действий, например, в Адлере. Неблагоприятной была и погода в условиях зимнего периода. Но когда появлялись окна хорошей погоды, наша авиация старалась делать все возможное для поддержки наземных войск. Недостаток бомбардировщиков и штурмовиков пытались компенсировать применением уже устаревших истребителей И-16 и И-153 «Чайка».

Пилоты 975-й истребительного авиаполка выполняли тяжелую работу по обработке огнем переднего края противника. На вооружении полка были как раз эти самые И-16 и И-153. Противостоять успешно вражеским истребителям они не могли из-за большой разницы в технико-тактичес-ких характеристиках: скорости, скороподъемности и дальности полета, но действовать как штурмовики на малых высотах в сложной горно-лесистой местности, за счет своей высокой маневренности, они были в состоянии.

13 февраля 1943 г. авиагруппа полка из восьми истребителей вылетела на боевое задание в район станицы Абинской. В составе группы было пять истребителей И-16 и три И-153 «Чайка». На подходе к цели, юго-западнее станицы Шапсугской, наши самолеты были внезапно атакованы с большой высоты парой вражеских истребителей «Мессершмитт-109». Завязался воздушный бой. Используя свое преимущество в скорости, «мессеры» смогли подбить ведущего группы штурмана авиаполка старшего лейтенанта Семена Павловича Киселева. Штурман сумел посадить подбитый И-16 на фюзеляж недалеко от станицы Эриванской. «Ишачок» лейтенанта Петра Григорьевича Грачева был сбит, и упал за хребтом Грузинка юго-западнее хутора Эриванского в урочище Алексюкова делянка. В полку он был отмечен, как не вернувшийся с боевого задания.

Удалось выяснить, что Грачев Петр Григорьевич родился в 1918 г. в городе Тамбове. Служить в военно-воздушных силах начал до Великой Отечественной войны. Его жена – Грачева Мария Николаевна проживала в эвакуации в городе Красноярске. Есть надежда, что отыщутся родственники летчика, которым можно будет передать останки их героя, вернувшегося с боевого задания только спустя 79 лет. Отважный пилот будет предан земле со всеми воинскими почестями.

Стало известно, что нашлась родная племянница Петра Григорьевича – Лариса Черниченко. Она поделилась, что у летчика был сын Володя, но он умер при переезде из Красноярска в Тамбов. В семье Ларисы бережно хранят фотографию Петра Григорьевича. Родственники погибшего солдата в ближайшее время готовы приехать на Кубань, чтобы побывать на месте гибели Петра Грачева, сообщили Кубанские новости с ссылкой на руководителя Тамбовского регионального отделения «Поискового движения России» Елену Валатину.

Виктор Пономарев, член Абинского отряда ККОПО «Кубанский плацдарм», педагог дополнительного образования Дома детского творчества.