Неизвестные страницы Великой Отечественной — сколько таковых еще есть? В нашей стране война коснулась практически каждой семьи. Многие до сих не знают судьбу своих родных, ушедших на фронт. И наша задача — вспомнить всех поименно, кто воевал против фашизма, кто остался на полях сражений, кто пропал без вести.

Недавно я получила письмо из Воронежской области. Но сначала был звонок, женский голос на другом конце провода взволнованно просил помочь найти могилу деда, который похоронен в 1943 году в городе Абинске. Прошло много лет, прежде чем семья получила такие сведения из Центрального архива Министерства обороны России. Я попросила Лидию Анатольевну (так звали мою собеседницу) отправить на почту копии всех документов, фотографий, которые у нее имеются. Лидия Анатольевна вложила в конверт копию письма деда, фотографии и некоторые сведения из его жизни. Вот что она написала:

«Добрый вечер, Татьяна Федоровна!

Мой дед — Брыксин Максим Гаврилович, 1917 г.р. Уроженец села Знаменка Первомайского района Тамбовской области. Жена — Пелагея Павловна. Повенчались они в 1937 году, а в 1938-м, 7 ноября, родилась дочь Валентина, моя мама. Максим успел зарегистрировать дочь в сельсовете- вскоре его забрали в армию. Осенью 1941 года он должен был вернуться домой, но в июне началась война.

Сохранилось одно письмо от 15 ноября 1943 года. Написано карандашом и очень мелко. «Поля, ты пишешь, что мы не виделись четыре года, это потому что германский фашист набросился на нашу страну, и нам пришлось несколько отступать, но сейчас на нас возложена задача быстрее освободить тех людей ,которые временно попали под ярмо фашистов и издевательства. И мы, как защитники своего отечества, обязаны освободить в скорости свой народ». И еще выдержка из того письма: «…не могу описать, как я скучаю, помню вас, младые годы проходят как вода, но, Поля, нам еще предстоит сложная задача разгромить германского фашиста поскорее, и кто остался живой, чтоб поехал к родным местам. …может быть это последнее письмо».

Похоронку бабушка сожгла, не хотела верить. С ее слов мы только знали, что похоронен дед под Краснодаром, погиб смертью храбрых. Совсем недавно нам удалось узнать место захоронения – станица Абинская, западная окраина, кладбище, одиночная могила номер 9. Дата выбытия — 22.12.1943 г. Источник донесения — ЦАМО, номер фонда источника 16558.

Татьяна Федоровна, очень прошу вас выслать фото с места захоронения. Может быть, когда-нибудь нам удастся там побывать. Бабушка всегда хотела привезти родной земли на могилку мужа.

С уважением, Лидия Анатольевна».

Конечно, у меня возникли вопросы. Нпример, почему в декабре 1943 года? Ведь на Кубани в это время бои уже не шли. На сайте «Мемориал» указана часть, откуда выбыл Брыксин. Он служил в зенитно-артиллерийском полку, который участвовал в освобождении Кубани и Крыма вплоть до 1944 года. Возможно, дислоцировались зенитчики-артиллеристы здесь — нам с ребятами предстоит подробнее узнать об этой части. Но это позже, а сегодня хочется, чтобы еще один солдат стал известным, чтобы его имя по праву было отмечено у Вечного огня. Ведь «наша память — лучшая награда…»

Р.S. Когда я была маленькой, каждое 9 Мая наша семья приходила к братской могиле на кладбище, рядом, помню, находились могилы с  пирамидками, увенчанными звездочками. Мама говорила, что здесь похоронены солдаты, и мы возлагали цветы. (Как написала Лидия Анатольевна, в сообщении из ЦАМО указан номер могилы ее деда.)

Татьяна Щербак, руководитель музея школы №4 г. Абинска.

На фото: Жена Максима Брыксина — Пелагея — с дочерью Валентиной.