В этом году исполняется 50 лет с начала грандиозного строительства Байкало-Амурской магистрали

В Абинском районе проживают люди, кто принимал участие в стройке.

Татьяна и Анатолий Высоцкие рассказали, как строили БАМ.

Байкало-Амурская магистраль – железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный железнодорожный выход России к Тихому океану. Ее общая протяженность – 4300 километров, дорога пересекает 11 полноводных рек, 7 горных хребтов, более тысячи километров положено в районе вечной мерзлоты или высокой сейсмичности. В ее строительстве приняли участие около 2 миллионов человек.

Если сильно захотеть…

Про строительство БАМа знала вся страна, и многие хотели там работать, не исключением была и Татьяна Высоцкая, только получившая образование геолога. Родом из Ставрополя, по распределению попала в Ростовскую область железнодорожницей. Так как очень хотела отправиться на строительство Байкало-Амурской магистрали, написала письмо в министерство путей и сообщения. И ее отправили на самую крупную стройку страны.

Говорит, что пока 7 дней ехала в поезде, успела подружиться с попутчиками. Там же познакомилась с тетей Клавой, которая на время приютила девушку у себя. При трудоустройстве Татьяну поселили в бараки, где жила дирекция БАМа. Кстати, в Старую Тынду она приехала в 1979 году, как раз в это время строился новый город, и через время девушка получила квартиру уже в новом доме.

– Из старого поселка выкапывали деревья черемухи и пересаживали их на аллею в новом городе, – вспоминает Татьяна Васильевна, – каждый день их поливала машина, и меня очень удивило, что деревья прижились.

Татьяна Высоцкая рассказала, что магистраль строила вся страна, станции были распределены между республиками и городами, например, Тынду строили москвичи, Северобайкальск – питерцы, также в стройке принимали участие Латвия, Азербайджан, Молдавия, Эстония и другие республики бывшего Советского Союза. У каждой станции свой необычный архитектурный почерк, который сохранился до наших дней.

Там же Татьяна переучилась на железнодорожницу, работала в дирекции строительства БАМа, которая курировала весь участок.

– Так сказать, контролировали сооружение (делали экспертизу всей документации и контролировали участки, специалисты проходили пешком все построенные участки), – продолжила рассказ Татьяна Высоцкая. – Часть магистрали, на которой я работала, строили военные (от Тынды до Комсомольска-на-Амуре) и гражданские (от Тынды до Северобайкальска) железнодорожники.

Как велось строительство: прочищали лес, делали насыпь, а потом укладывали рельсы. Строили дорогу, чтобы не нарушать вечную мерзлоту, для недопущения просадок. Как раз специалисты отдела Татьяны Васильевны делали акты скрытых работ, чтобы не было нарушений.

Параллельно строились и населенные пункты, обустраивалась инфраструктура, появлялось производство.

Каждый участок дороги открывался торжественно, перерезали красную ленту, включали музыку, участники поздравляли друг друга.

БАМ связал

Как говорит Татьяна Высоцкая, это было замечательное время. Большая часть строителей – молодежь, все дружили, праздники отмечали вместе, участвовали в фестивалях. Кстати, в Тынде проводилась сопка «Фестивальная» – это ежегодный фестиваль патриотической гитарной песни, на который приезжали зрители и артисты со всей страны.

Именно на БАМе Татьяна встретила любовь – Анатолия.

Анатолий родом из Дагестана, позже родители переехали в Тынду. Там Толя окончил школу, потом отучился в Куйбышеве, отслужил в армии и вернулся работать на БАМ. Его отец был бульдозеристом, а мама – сначала в котельной трудилась, потом стала подсобным рабочим.

У Тани и Толи можно сказать была любовь с первого взгляда. Его попросили починить замок на входной двери, а квартира была Татьяны. Вот так уже 40 лет вместе. Работал Анатолий Алексеевич, как потом выяснилось, в том же отделе, где и Татьяна Васильевна.

После того, как магистраль сдали, дирекцию перевели в отдел эксплуатации дороги. Со временем контроль передали разным подразделениям и отдел расформировали. Семья Татьяны и Анатолия Высоцких продала квартиру и переехала жить на Кубань.

Сейчас вспоминают то время с теплотой.

– Ходили в лес, собирали грибы и ягоды, – продолжил Анатолий Алексеевич. – Набирали по 10-15 ведер, замораживали на зиму. Там 9 месяцев зимы, в сентябре уже выпадал снег, есть даже местная пословица «Июнь – еще не лето, а июль – уже не лето».

Татьяна Васильевна вспоминает, как первый Новый год встречали, в -56 надела колготки и пошла на улицу, и быстро убежала, хорошо рядом знакомые жили.

Еще Анатолий занимался рыбалкой.

– Мы видели, как рыба идет на нерест, это очень интересная картина, по ней хоть ходить можно было, столько ее собиралось в одном месте, – поддержала разговор Татьяна Васильевна.

Работники разъехались по всей стране: Белгород, Москва, Сочи, но все поддерживают связь.

За хорошую добросовестную работу на БАМе Татьяне Васильевне и Анатолию Алексеевичу вручили медали в память об одной из самых грандиозных строек того времени.