Отношения между педагогом и учеником – это ни что иное, как сотрудничество, поддержка и дружба. В этом убеждена учитель русского языка и литературы школы №5 поселка Ахтырского Наталья Водолазова.

Филолог с детства

Еще будучи пятиклассницей, Наталья хотела стать учителем. Говорит, что ни в какой другой профессии себя не видела. Родным «ставила двойки», давала им задания, вела свой учительский журнал – уже тогда смаковала свою будущую профессию.

– Мы жили в небольшом поселке в Казахстане, – рассказывает Наталья Алексеевна. – Школа была маленькой, учителей не хватало. Так что там редко кто поступал в институт, потому как никто не был мотивирован на получение высшего образования. Но каждый учитель оставил в моем сердце и памяти глубокий след, я всем благодарна.

Однако в семье Натальи образование всегда было в приоритете. Ее брат отучился в сельхоз институте, а сестра изучала в университете механическую математику.

Наталья отучилась на филологическом факультете педагогического института и поехала по распределению работать в целинный поселок – преподавать русский язык и литературу. После года работы отправилась помогать родителям в Чечено-Ингушскую АССР, а затем переехала в Краснодарский край.

Родная пятая

В возрасте 22-х лет она пришла работать в ахтырскую школу №5, где преподает по сей день.

– Когда только пришла, коллеги отнеслись ко мне с вниманием и теплотой, помогали освоиться, преодолеть какие-то трудности на новом месте. За это я им очень благодарна.

За 44-летний стаж работы Наталья Алексеевна передала свои знания и обучила многих ребят. И, конечно, многому научилась у них сама.

– За все годы работы в школе мое отношение к детям ничуть не изменилось, – говорит она. – Я их люблю, и это единственная и главная причина моей многолетней работы здесь. Быть учителем – мое призвание.

Наставничество и дружба

– На Ваш взгляд, кто он – сегодняшний школьник? Какой он и чем интересуется? – спросила я.

– Дети всегда дети. Но сегодня им легко даются современные технологии. Информационное поле, в котором они находятся сейчас, – намного шире, чем раньше. Они сами много чем интересуются, изучают. Но я считаю, что наши знания и учительский опыт им необходим. Одно дело материал, другое – его подача. Ребенку всегда нужен наставник, который его направит, поддержит, позаботится, поможет усвоить новые знания. Отношения между учеником и учителем – это сотрудничество и, конечно, дружба. И нужно обязательно относиться к ребенку как к личности, идти навстречу, интересоваться и быть вовлеченным в то, что интересно ему. Принимать это, – ответила Наталья Алексеевна.

 – Как учитель литературы вы можете сказать, какое произведение из школьной программы ребят захватывает более всего?

– Им интересны все произведения, которые мы изучаем. А в школьной программе заинтересовывают только те произведения, которые производят на детей впечатление. Другое дело – внеклассная литература. Ее сейчас очень много в жизни детей, и она самая разная: комиксы, фэнтези, современные жанры – это все захватывает внимание ребят. Я даю им возможность высказаться по тем книгам, которые им интересны. Сама их стараюсь прочитать, и мы вместе обсуждаем на уроках. Детям очень нравится, когда мы с ними на одной волне, вовлечены в то, что интересно им.

– Какую литературу любите Вы? Что интересно Вам?

– В основном люблю поэзию. Перечитываю стихи Тютчева, Лермонтова, Пушкина. Особенно люблю поэзию Бунина.

За время нашей беседы Наталья Алексеевна рассказала и о том, как с удовольствием поддерживает своих учеников в их творческих начинаниях. Старается каждому из них быть хорошим советчиком и другом.