Системе среднего профессионального образования края – 83 года. Она одна из самых крупных в России и самая большая в Южном федеральном округе.

На Кубани – 109 колледжей и техникумов, учреждения СПО есть при 28 вузах и филиалах. Здесь трудятся 7,5 тысячи работников, обучаются 150 тысяч студентов, рассказали в краевом министерстве образования, науки и молодежной политики. За четыре года на базе учреждений СПО в Краснодаре по нацпроекту «Образование» открыли 83 мастерские. План на 2023-й – шесть. На будущие два года на эти цели заложено 100 миллионов рублей. Появление таких площадок позволит вывести на качественно новый уровень подготовку студентов – будущих квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.

Кроме того, с этого года выпускники педагогических СПО могут преподавать в образовательных организациях, что позволит, в том числе, решить проблему нехватки кадров в образовании. Вопрос – в зоне особого внимания региональных властей.

Больше педагогов

Ежегодно в крае открывается порядка 10 школ. Для них нужны педагоги. Плюс край растет за счет миграции. В итоге ежегодно за парты 1 сентября садятся на 25 тысяч ребят больше, чем в предыдущий год.

Чтобы решать кадровый вопрос планомерно, в крае продолжают раннюю профориентацию, в школах создаются психолого-педагогические классы. Также с каждым годом увеличивается набор в вузы и учреждения СПО. Благодаря этому только в 2023 году в школы пришли 182 целевика, впервые начали преподавать педагоги, окончившие колледжи. Кроме того, в регионе расширяют меры поддержки для учителей, сейчас вводят новую выплату по пять тысяч рублей ежемесячно, с ноября деньги уже поступят педагогам.

Продолжается реализация программы «Земский учитель». До конца года привлекут 124 педагога, отметили в региональном министерстве.

Учиться, чтобы учить

В педколледже Краснодара в 2022 году открылись две мастерские — «Дошкольное воспитание» и «Преподавание в младших классах». Студентки четвертого курса, будущие воспитатели, показали вице-губернатору Анне Миньковой новое интерактивное оборудование, на котором они учатся работать.

Например, с помощью мультимедийной лаборатории можно проводить различные эксперименты, во время которых дети узнают о температуре, свете, звуке, электричестве. Мультимедийный интерактивный герой Наураша ставит ребенку задачи и комментирует их результаты. А интерактивная песочница помогает в изучении географии, фигур, оттенков, тренирует логику и память.

– Хотелось бы, чтобы в профессию приходили молодые кадры, – отметила Анна Минькова. – Вы знаете, что число детей на Кубани растет, это наша большая радость. Количество детских садов тоже увеличивается. Соответственно, растет и кадровая потребность. Мы очень заинтересованы в том, чтобы вы сегодня пришли в реальный образовательный сектор и начали работать.

На базе мастерской проходят не только практические занятия студентов, но и профориентация школьников, мастер-классы для повышения квалификации действующих педагогов. Также здесь проходил этап чемпионата профессионального мастерства по компетенции «Дошкольное воспитание».

Школы ждут молодых

В мастерской «Преподавание в младших классах» вице-губернатора встречали студенты, которые готовятся к региональному этапу педагогической олимпиады. Выпускники уже многому научились и делились опытом со второкурсниками.

Вероника Федосеева со своей подопечной собрала робота из набора для робототехники, он умеет рисовать с помощью специального приложения. В начальной школе это используется на внеурочных занятиях, которые помогают детям развивать логику и фантазию.

Девушка настроена работать в школе. Педагогику в качестве профессии она выбрала еще в детстве: мама работает в Горячем Ключе учителем начальных классов.

– В Горячем Ключе сегодня тоже дефицит педагогов, это правда, – сказала Анна Минькова. – Но все же особенно сложная ситуация в крупных городах. Краснодар сегодня особенно нуждается в молодых кадрах. Нужны молодые люди с современным мышлением, с определенными подходами к современным детям.

Вице-губернатор отметила, что для молодых учителей необходимо создавать определенные условия – такие, чтобы выпускники влюбились в свою профессию и не захотели из нее уходить. Кроме того, работа по призванию должна приносить не только удовольствие, но и хороший доход. И это одна из задач краевых властей.

Как и дальнейшее техническое обеспечение образовательных организаций: научившись работать на современном оборудовании, молодые педагоги должны иметь возможность реализовать на практике свои знания.

Будущее – за нами

Нуждается экономика региона и в таких специалистах, как строители, сантехники, газовики, электрики. В монтажном техникуме Краснодара к началу учебного года в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» открыли учебную мастерскую «Промышленная механика и монтаж». Ее работу также оценила заместитель губернатора Анна Минькова.

Из краевого бюджета выделили основную часть денег для мастерской. Ее оснастили современным оборудованием. Здесь можно не только проводить лабораторные и практические работы, но и сдавать демонстрационный экзамен. И, что немаловажно, реализовывать дополнительные образовательные программы по запросу работодателей.

Как рассказал директор техникума Сергей Рябиченко, чаще всего выпускники еще во время производственной практики находят будущих работодателей.

Согласно краевым и федеральным требованиям, организация СПО в течение двух лет после выпуска отслеживает судьбу своих бывших студентов. И, как показывает статистика, 78 процентов ребят успешно трудоустраиваются.

Студенты четвертого курса рассказали Анне Миньковой о своих планах на ближайший год. Иван Макаров, участник краевого этапа конкурса профмастерства, планирует после окончания техникума работать на большом предприятии – он знает, что там достойные зарплаты. А Олег Бурукин склоняется к тому, что выгоднее работать на себя и параллельно получать высшее образование заочно.

– Сегодня таких специалистов, как вы, на рынке не хватает, – сказала Анна Минькова. – Работы у вас всегда будет много, но важно, чтобы за нее достойно платили, и вы оставались в профессии. И наша задача – отчасти корректировать руководителей тех предприятий, которые заберут вас к себе. Край серьезно вкладывается в обучение и подготовку специалистов, дает уникальные навыки и компетенции, заботится о создании подобных мастерских. И было бы здорово, чтобы наши вложения возвращались в экономику региона. Сегодня наш край делает серьезный рывок в наращивании производственных мощностей, и я уверена, что за рабочими профессиями – будущее.

Елена Киреева