Великая Отечественная война оставила след во многих российских семьях. Своими воспоминаниями о том времени поделилась Зоя Николаевна Карнаухова из поселка Ахтырского
Период жизни во время этих тяжелых военных лет Зоя Николаевна помнит, как будто это было вчера, и при этих воспоминаниях у нее до сих пор выступают слезы на глазах.
Когда началась война…
Ее семья жила в поселке при совхозе «Красное поле» Орловской области. Героиня рассказывает, что семье досталось поместье, где когда-то жили «господа», у них было свое хозяйство, возделывали землю, и заготавливали урожай, как и их предки.
Когда объявили о войне, Зоя и ее сестра только окончили первый класс. Отец Зои участвовал в Советско-финской войне, где обморозил ноги и лишился пальца. Был уважаемым человеком, членом партии, комсомольцем, поэтому ему и нескольким другим колхозникам поручили перегнать коров и лошадей в Кировскую область, чтобы не достались врагу. Папа забрал и свою семью.
– Родители погрузили вещи в цыганские кибитки, – рассказывает Зоя Николаевна. – Мама взяла сундук, в него положила детскую перинку, подушки, кое-какие вещи. Сундук примостили сзади, папа с мамой сели на облучке (прим.: толстая деревянная скрепа, располагающаяся по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней, кибитки), а нам мама положила перинки.
Это было начало осени. Пока тепло, ехали на колесах.
– Папа с мамой управляют повозкой, мы лежим, в небо смотрим, – продолжает Зоя Николаевна. – В дороге мы в первый раз увидели, как летают в небе самолеты, появился немецкий самолет. Он кружил так низко, что видно было даже летчика. Потом раздался рев, и враг пролетел над нами, затем над стадом, животные от испуга начали разбредаться, и я бросилась бежать, чудом не попала под копыта лошадей, папа успел поймать. Вот такая первая встреча с войной.
Дальше было спокойно. Появились первые морозы, поэтому в кибитке поменяли колеса на полозья.
Доехали до какого-то населенного пункта, где остановились отдохнуть. Зоя Николаевна помнит, что у отца, как у сопровождающего, были документы на стадо, с ними-то он и отправился в райком партии. Для семьи определили место для ночевки. В это же время приезжали эвакуированные жители из разных областей, и она помнит, как сейчас, что все верили в победу.
Мордовия
Когда пошли метели, животные начали замерзать, поэтому группа остановилась в Мордовской ССР.
– Поселили нас в закрытом клубе, – вспоминает женщина. – Постелили солому. Вот тут пригодились мамины перинки и подушки.
Семье выделили маленький домик для проживания, говорит, что прожили там где-то полгода. Через время папу вызвали в военкомат, как позже выяснилось, его направляли в город Богородицк Тульской области, так как он был шахтером по профессии, там ему нашлась работа. Мама работала в совхозе ответственной за корм для скота, потом ее назначили кладовщицей. Она прошла обу-чение по программе ликвидации безграмотности. Девочки начали ходить в школу после того, как семью перевели в центральное отделение.
– Дали нам комнату в квартире, где жила еще одна семья с тремя детьми, – вспоминает далее Зоя Николаевна. – Мама готовила еду трактористам, а мы целый день одни. Школа находилась рядом, но ходить туда было не в чем, вся обувь поизносилась. Тогда приходилось обувать мамины туфли, которые она бережно хранила. Школьное помещение не топили, дети сидели в пальто, учительница обучала два класса, сначала одним объясняла тему, потом – вторым. Тетрадки шили из старых плакатов и газет.
Продолжение читайте в выпуске газеты «Восход» от 13.03.25г.

