Телефонное мошенничество получило развитие с начала 2000-х годов, когда сотовый телефон стал массовым и доступным. С тех пор количество случаев телефонного мошенничества с каждым годом только растет.

 

Чаще всего в сети злоумышленников попадаются пожилые или доверчивые люди. При этом каждый человек может стать жертвой мошенничества, если не будет следовать простым правилам безопасности.

Злоумышленники используют различные каналы для совершения незаконных операций с вашими средствами.

В сети интернет регулярно размещаются объявления от лица благотворительных организаций, детских домов, хосписов, приютов и др. с просьбой помощи.

Злоумышленники создают сайт-дублер, являющийся точной копией оригинального. Далее меняют реквизиты для перечисления денежных средств.

Прежде чем помочь какой-либо организации, позвоните по телефону в указанную организацию и уточните номер расчетного счета, либо посетите ее лично.

Если вы часто совершаете онлайн-покупки или оплачивает услуги через Интернет, помните, что наиболее часто встречающееся мошенничество заключается в предложении различных категорий товаров по ценам значительно ниже, чем среднерыночная цена.

На таких сайтах требуют полную предоплату за товар, при этом доставка осуществляется исключительно курьерской службой, самовывоз не предусмотрен. Как только покупатель переводит денежные средства, «продавцы» перестают выходить на связь, а впоследствии могут удалить сайт интернет-магазина.

Характерными чертами интернет-сайтов злоумышленников являются:

— Неоправданно низкая цена на товар;

— Электронная почта и мессенджеры в качестве способов коммуникации;

— Оплата без расчетного банковского счета, отсутствие наименования организации в любой из форм собственности;

— Обязательная предоплата, зачастую более половины стоимости товара;

— Отсутствие физического адреса расположения магазина или его несоответствие данным интерактивных карт;

— Сомнительный интернет-адрес.

 

Выбирайте магазин, предлагающий забрать товар самовывозом. При необходимости закажите доставку товара. Следует насторожиться, когда менеджер интернет-сайта проявляет излишнюю настойчивость или просит немедленно оплатить заказ под различными предлогами (акционный товар, последний экземпляр, ожидается подорожание продуктовой линейки).

Также распространенным способом хищения денег у граждан является побуждение обманным путем перевести средства на банковскую карту. 

Мошенники могут рассылать электронные письма, смс-сообщения или уведомления в мессенджерах от имени кредитно-финансовых учреждений либо платежных систем. Звонят, представляясь, к примеру, банковскими сотрудниками, с просьбой погасить имеющиеся задолженности.

Помните, что сотрудники учреждений кредитно-финансовой сферы и платежных систем никогда не присылают писем и не звонят гражданам с просьбами предоставить свои данные. Сотрудник банка может запросить у клиента только контрольное слово, ФИО.

При поступлении телефонного звонка из «банка» и попытках получения сведений о реквизитах карты и другой информации необходимо немедленно прекратить разговор и обратиться в ближайшее отделение банка, либо позвонить в организацию по официальному номеру контактного центра (номер телефона службы поддержки клиента указан на оборотной стороне банковской карты).

В случае несанкционированного списания денежных средств незамедлительно обратитесь в кредитно-финансовую организацию, заблокируйте банковскую карту или счет для предотвращения последующих незаконных операций с деньгами.

Обратитесь в полицию с соответствующим заявлением, подробно изложите обстоятельства произошедшего с указанием средств, приемов и способов, а также электронных ресурсов и мессенджеров, использованных злоумышленниками.

Если вы стали жертвой мошенников, сообщите об этом в полицию по телефону 02 (со стационарных телефонов) или 102 (с мобильных средств связи) или в дежурную часть территориального органа внутренних дел.