Ейский фермер при поддержке государства успешно развивает животноводство и овощеводство
Помидоры из ЛПХ Шукура Гусейнова на сельскохозяйственной ярмарке в Ейском районе уже бренд. У всех сорт мохито дает кислинку, а у него они сахарные получаются. Со сбытом молока тоже проблем нет: местные фермеры с удовольствием забирают на переработку. Шукур Гусейнов, не скрывая, рассказывает о секретах успеха семейного бизнеса.
Шукур Гусейнов, житель поселка Степного Ейского района, сначала ни в какую не соглашался на уговоры сестры переехать из Грузии на Кубань. А уж тем более на предложение заняться тепличным хозяйством.
Сегодня же у лучшего в Краснодарском крае владельца личного подсобного хозяйства не только более 2000 квадратных метров теплиц, но и более полусотни голов крупного рогатого скота. Именно любовь к последним, рогатым кормилицам, и склонила семью потомственного животновода к переезду.
– Я с самого детства помогал родителям на подворье, – вспоминает Шукур, – было свое крепкое хозяйство. Но потом, в 90-х годах, политика республики, где жила моя семья, поменялась: сельское хозяйство оказалось не нужным государству. Мы с сыновьями переехали в Москву, но я не смог долго жить в городе.
В свои, тогда редкие, приезды к сестре на Кубань Шукур обратил внимание, как с каждым годом растет тепличное хозяйство у родни. Родственники уговаривали его: что тебе стоит попробовать – построишь теплицы, получишь субсидии, потом подзаработаешь и заведешь, наконец, и здесь своих коров.
С чего начал
Около десяти лет назад Гусейнов с супругой Таране и младшим сыном Тарханом осели на Кубани. Старший – Сархан – остался в Москве.
Сразу по приезду Шукур приобрел своих первых красавиц, начав с восьми голов красной степной породы. И решил строить теплицы. Первые каркасы были деревянными, но, получив по программе государственной поддержки компенсацию понесенных затрат на строительство теплиц, новые возводил уже на основе из металлического каркаса. Через небольшое время повезло и с местом под коровник — Шукур Гусейнов приобрел землю и несколько старых корпусов заброшенной свинотоварной фермы, стоявших много лет без пользы.
Коровы под видеонаблюдением
Напроситься к фермеру в гости было не так просто: жаркая пора высадки в теплицы рассады помидоров и огурцов, период отела коров – дел невпроворот. «Ну а как вы хотите? – сокрушался Гусейнов по телефону. – Нам 10 000 кустов надо высадить!» Пришлось ждать встречи с лучшим владельцем ЛПХ в крае несколько дней. Но оно того стоило.
С 2015 года стадо КРС в хозяйстве Шукура Гусейнова выросло с 8 до 54 голов. Молодняк голштино-фризской породы для выращивания он покупал в хозяйствах Ейского района. Часть денег также возмещалась в рамках краевой программы компенсации понесенных затрат на приобретение нетелей и телок. Сейчас на мини-ферме содержатся дойные коровы, телки, молодые бычки. Последние, к слову, уже выглядят монументально: черные, массивные, с густой длинной черной шерстью. Одного из них хозяин планирует оставить для воспроизводства стада: в хозяйстве используют и услуги оператора по искусственному осеменению, и быков-производителей с собственного подворья.
Одна из коров, в отличие от своих бодрых соратниц, лежит. Я вопросительно смотрю на животновода. Гусейнов поясняет: так ей скоро телиться, со дня на день ждем! Как это не пропустить? Для этого коровник оснащен камерами видеонаблюдения — животные всегда под контролем, даже если хозяева не находятся на ферме в промежутках между доением и кормлением.
Работа на себя – это отдых
Тепличное хозяйство, дойное и мясное стадо – как это успевают всего несколько человек?! И тут снова слом стереотипов.
– Так мы и отдыхать тоже успеваем! — смеется Шукур. – Между утренней и вечерней дойкой достаточно времени. Да и в теплице дел много только когда рассаду надо высадить. Дальше полегче.
Хоть и сопротивлялись поначалу Гусейновы овощеводству, сейчас их помидоры-огурцы на местной сельскохозяйственной ярмарке уже бренд.
– Еще до начала торговли у нашего места продаж люди собираются, – делится Шукур. – Покупатели говорят, что слаще наших помидоров ничего не ели. Мы и сами удивляемся: томаты сорта мохито у всех с кислинкой, а у нас сахарные получаются!
Через ярмарку реализуют Гусейновы небольшую часть урожая, остальное забирают оптовые покупатели. С мая по январь – активный сбор урожая. Уход за тысячами растений, хоть Шукур и отрицает, требует немалого труда.
Теплица отапливается дровами, ведь с теплыми зимами не всегда везет так, как в этом сезоне, например. А животноводство тем более отрасль сложная: корма, уход, доение. На мои аргументы фермер парирует:
– Это же все для себя. Не работаешь сутками на кого-то, месяц ожидая зарплату. Мы еще и расширяться хотим: два корпуса вон пустуют. Работников бы только найти. Не всем под силу такое занятие.
Дальше – больше
В этом году Шукур Гусейнов планирует увеличить поголовье КРС до 60 голов. Дальше больше: земля есть, помещения есть:
– Я ведь сначала всего один корпус на заброшенной ферме хотел купить из четырех, – делится глава ЛПХ. – А продавец только на продажу всех был согласен. Так что работать и работать теперь.
А как же быть с удорожанием кормов, лекарств, витаминов для развития стада? Отдача от буренок все покрывает, – убеждает животновод. Летом от одной головы на сочных кормах суточный надой до 25 литров может доходить: хватает и телятам, и хозяевам, и покупателям. Молоко Гусейновы не перерабатывают, а продают местным фермерам. Те готовят творог, сметану, сыры, которые реализуются на рынках Ейского района.
Расчет на свои силы
Шукур Гусейнов считает, что государственные меры поддержки очень помогают развитию ЛПХ. Ежегодно он становится участником краевых программ по компенсации затрат на покупку молодняка КРС, сдачу мяса. Тем не менее, значительные средства на расширение хозяйства семья изыскивает из собственных средств, не прибегая к кредитам или иным долговым обязательствам.
Зимой прошлого года он был отмечен на краевом уровне как лучший глава ЛПХ.
– Я был один среди крупных фермеров, лидеров хозяйств, – отмечает ейчанин. – Приятно было внимание к моему опыту и труду губернатора Вениамина Кондратьева, который лично вручал мне благодарность и отметил успехи моей семьи в овощеводстве и животноводстве.
За время беседы с Шукуром мне так и не удалось узнать о подводных камнях, поджидающих работающих в сельском хозяйстве. Мужчина улыбался и отмахивался от моих вопросов, как его подопечные хвостами от насекомых.
– Я просто не представляю, что еще мне бы могло принести столько радости и отдачи, кроме животноводства, в котором я занят с детства, – говорит мой собеседник. – Вот старший сын прижился в столичном городе. А младший, как и я, весь погружен в хозяйство. Надеюсь, вскоре обзаведется семьей и останется жить и работать на земле.
Цифра
10 тонн овощей и 5 тонн мяса производится в ЛПХ Шукура Гусейнова в год
Факт
Этой зимой семьей Гусейновых высажено в теплицы 10 тысяч кустов рассады овощей
Олена Жолобова