Читают ли школьники сегодня Александра Николаевича Островского? С чего все-таки начинается театр? Кто такие хранители детских душ? И для кого из абинских педагогов профессия учителя стала настоящим призванием?
Обо всем этом и не только порассуждали участники осеннего тура районной заочной краеведческо-публицистической олимпиады «Связь времен», которую организовал и провел Дом детского творчества города Абинска. Продолжаем публиковать работы победителей и призеров этого этапа олимпиады.
Ее призвание – учитель
Мы, современные подростки, как и наши родители когда-то, тоже задаемся вопросами, ответы на которые определят нашу дальнейшую жизнь: кем быть? Каким быть? И «делать жизнь с кого»? – Именно так когда-то в своей поэме «Хорошо!» сказал В. Маяковский, обращаясь к «юноше, обдумывающему житье». Каждый день в родной школе мы видим людей, своей жизнью доказывающих, что не всех интересуют деньги и слава, и что есть вещи гораздо более ценные, чем джипы, бриллиантовые кольца и многоэтажные особняки. Что же движет ими, почему выбрали этот не самый простой путь учительства? С этими вопросами я, для смелости взяв с собой подруг, отправляюсь к самой опытной из своих педагогов – учителю русского языка и литературы Татьяне Ивановне Быстровой.
– Мы знаем много примеров, когда дети идут по стопам родителей. Скажите, Ваши родители, наверное, тоже были учителями?
Услышав первый вопрос, Татьяна Ивановна улыбнулась и отрицательно покачала головой.
– Нет, я не из учительской династии. Мама заочно закончила нефтяной техникум, работала оператором пульта управления, а папа был газоэлектросварщиком, за доблестный труд награжденным Орденом Трудового Красного Знамени. И родители меня научили главному – трудолюбию, верности выбранной профессии. Они никогда не определяли, кем мне быть, но именно папа, имеющий только четыре класса образования и ремесленное училище, подарил мне, тогда ученице первого класса, большую книгу сказок с дарственной надписью, которую я помню до сих пор: «Доченька, люби книги, они помогут стать грамотной».
– Но как Вы все-таки пришли к тому, чтобы стать учителем?
– Возможно, вы ожидаете услышать, что я с детства рассаживала кукол за столом и играла в школу? Да, это было бы логично, но это не моя история. А куклы мне вообще были неинтересны, я предпочитала им игры с мальчишками и дворовыми собаками. Да, в старших классах мне часто говорили, что я похожа на учительницу, но это меня не радовало, согласитесь, не самый удачный комплимент для шестнадцатилетней девушки. Сейчас понимаю почему: я была серьезна, к тому же, возглавляла комитет комсомола школы, жизнь кипела, и дома я бывала реже, чем в школе, – вот и решили, что путь мой предрешен. Только я тогда этот путь еще не разглядела и довольно легкомысленно решила поступать в торговый институт.
Глядя на наши удивленные лица, Татьяна Ивановна рассмеялась:
– Да, да, где я, и где торговля… наверное, любовь к математике сказалась. Не удивляйтесь, любила я не только литературу, но и математику, историю, физкультуру, химию…
Вступительные экзамены в торговый институт провалила. Решила поступать на следующий год, хорошенько подготовившись, а пока пошла работать в детский сад бухгалтером. Впоследствии, много лет спустя, я благодарна своей неудаче при поступлении, потому что за тот год я прочитала больше книг, чем, наверное, за все другие годы, вместе взятые.
Богатство мировой литературы настолько захватило мое воображение, что год спустя я оставила мысли о торговом институте и пошла на филологический факультет, чтобы глубже погрузиться в изучение своего любимого предмета. Но я по-прежнему не мечтала о работе учителя! Когда среди моих однокурсниц проводился опрос, почему они пошли учиться на педагога, большинство ответило – потому что любит детей. Я же ответила – потому что люблю литературу. А потом была первая практика в школе, когда пятиклашки не хотели меня отпускать в институт, а их пожилая учительница сказала, что из меня получится хороший учитель. И как-то так оказалось, что люблю я не только литературу…
Какую мудрость можно извлечь из моего рассказа? Во-первых, не всегда неудача является таковой, иногда это ступень к твоему призванию (помните мое непоступление в институт торговли?). Во-вторых, не обязательно чувствовать свое призвание к профессии с детства, чтобы оно было истинным, иногда любовь к какому-то делу приходит позже. И, наконец, в-третьих, – я убеждена, что в основе успешной самореализации в любом деле лежит искренняя любовь к тому, чем ты занимаешься.
– Ваш педагогический стаж больше 40 лет. Как Вы смогли столько проработать в сфере педагогики, в чем секрет творческого долголетия?
– Да, 42 года… Пора на отдых? Если я еще могу принести пользу, я буду на почетном посту учителя «сеять разумное, доброе, вечное». За эти годы мы с детьми провели бессчетное количество часов вместе – и это были не только уроки, но и внеклассные мероприятия, поездки, походы. Мы думали и спорили на уроках, веселились и отдыхали вне уроков. За эти годы я не разлюбила литературу, но, кроме нее, полюбила еще многое в школьной жизни, полюбила быть учителем.
Я задаю свой последний вопрос:
– Сегодня многие не хотят идти работать в школу, потому что платят мало, а забот много. Что бы Вы сказали тем, кто еще сомневается?
– В школу идут работать не за деньгами. Случайные люди быстро отсеиваются, не выдерживают, уходят, а те, кто остается, не изменит школе никогда. Молодому учителю я бы сказала так: «Возжигай свечу в душах доверенных тебе детей и, как писал великий гуманист Федор Михайлович Достоевский: «награды же никогда не ищи, ибо и без того уже велика тебе награда на сей земле: духовная радость твоя, которую лишь праведный обретает».
Услышав этот рассказ, я призналась своему учителю, что тоже хочу стать педагогом, прийти в школу учить детей, и связь времен не прервется, потому что то лучшее, светлое, важное, что беру я от своих учителей, постараюсь передать будущим поколениям.
Дарья Панжайло, 8 класс,
школа №5, пос. Ахтырский.
Победитель (первое место).
Школьный театр. Ему быть?
В России появился проект по созданию школьных театров. «В каждой школе… должны быть открыты школьный театр и спортивная секция», – сказал министр просвещения России Сергей Кравцов. Школьному театру быть! Школьный театр нужен! Мне нужен, и таким же ребятам, как я. Я учусь в школе №38 города Абинска. Второй год я посещаю театральный кружок «Арлекино» Дома детского творчества на базе нашей школы. Я считаю, что в каждой школе нужна такая секция. Со своей театральной студией мы выступаем на школьной сцене, нас приглашают на городские праздники.
Посещая театральный кружок, я могу раскрыть свой талант. Я получаю видимый результат своего выступления. Я учусь работать в команде. Дети, особенно подростки, ищут себя. Я не исключение. В театре я проживаю разные роли, в том числе бываю «плохой», получаю жизненный опыт. Я победила свою закомплексованность, зажатость. Сама атмосфера театра безопасная, воодушевляющая, поэтому исцеляет души. А знаете ли вы, что актер Брюс Уиллис, например, пошел заниматься в театральный кружок, чтобы избавиться от неуверенности в себе: он заикался!
Играя в театре, люди растут! Одна девочка после репетиции сказала, что у ее напарницы роль получается лучше. Признать, что кто-то в чем-то лучше тебя! Это ли не достижение?!
Постепенно я приобретаю умение хорошо говорить, красиво двигаться, получаю новые знания. Пьесы знакомят нас с литературой. После работы над спектаклем становится интересней читать программные произведения, лучше их понимаешь.
Исследования показали, что театральное искусство хорошо влияет на успеваемость и воспитание детей.
Думаю, что театр должен быть обязательной частью образования.
Театр – это школа чувств. Театр – это праздник эмоций. Театр – это правда, добро, друзья…
Театр – это творчество, жажда познания! А потому – ему быть!
Екатерина Казанцева,
7 класс, школа №38.
Призер (второе место).