Они ищут. Они находят. Они рассказывают, за что погибли эти бойцы и почему все ныне живущие обязаны им и Родине вернуть их имена, увековечить их подвиг. Ведь судьбы тысяч советских солдат, отдавших свои жизни на фронтах Отечественной войны до сих пор неизвестны.

15 лет назад заместитель руководителя Краснодарской краевой общественной поисковой организации «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев в горной части Крымского района севернее вершины Еременковой на склоне щели Медвежьей обнаружил бронированную часть корпуса штурмовика Ил-2 без признаков экипажа.

Летом нынешнего года на Кубани проводилась межрегиональная Вахта Памяти. Поисковики из Севастополя, Тамбова, Уфы, Сальска и Краснодарского края работали на военных позициях в горах Крымского района в Неберджаевском ущелье. Находили останки советских воинов, погибших при освобождении Кубани в 1943 г. В один из дней работы проводились  на месте гибели штурмовика. При более подробном осмотре склона ущелья, среди металлических частей, были обнаружены элементы парашютной системы, что свидетельствовало о гибели экипажа. Однако найти заводские номера самолета или двигателя тогда не удалось.

Работы на месте падения продолжила Абинская группа «Кубанского плацдарма». 15 августа 2020 г. Дмитрий Ковалев вместе с внуком Михаилом Казимировым еще раз тщательно осмотрели склон Медвежьей щели. И удача улыбнулась поисковикам! Была найдена шильда (табличка) с заводским номером самолета – 4416, и останки летчика. Причем поднял их юный поисковик Миша Казимиров.

Фото: предоставлено автором

Найденный номер был выставлен на форуме по авиации «Тризна». В обсуждении полученных материалов приняли участие опытные поисковики из разных городов России. Совместная работа позволила найти документы о боевых действиях экипажа. Ил-2 оказался одноместной машиной, без стрелка, входил в состав 618-го штурмового авиационного полка (ШАП) 214 штурмовой авиадивизии (ШАД). В Журнале боевых действий 618-го ШАП за 5 мая 1943 г. описан боевой вылет в район высоты 503,5. Во время этого вылета полк потерял четыре экипажа. Изучая эти документы, Е. Порфирьев заметил, что высота 503,5 находится в непосредственной близости от места падения самолета, и направление падения штурмовика тоже соответствует расположению фрагментов.

Имя пилота узнали из Оперативной сводки 214 ШАД за 5 мая 1943 г. «пилот 618 ШАП младший лейтенант Тухватуллин, самолет № 4416 был подбит огнем истребителей противника и по докладу экипажей произвел вынужденную посадку в районе Зорин, Хабль». В найденных Е. Порфирьевым воспоминаниях однополчанина, есть более подробное описание событий этого дня: 5 мая звено штурмовиков Ил-2 под командой майора Солдатова получили задачу штурмовать вражеские позиции в районе поселка Горно-веселого. В эту группу вошли одноместные машины Гашенко, Голодницкого, Шишкина и Тухватуллина. В ходе этого налета враг потерял 8 автомашин, 2 орудия полевой артиллерии, 6 повозок. Вокруг все было охвачено огнем и паникой гитлеровских пехотинцев. Неспроста враги окрестили наш штурмовик Ил-2 «черной смертью». Однако и наши летчики понесли в этот день потери. Огнем зенитной артиллерии был сбит самолет младшего лейтенанта Голодницкого Петра Абрамовича 1923 г. р. уроженца города Москвы. Летчик погиб. К этому времени он совершил 20 боевых вылетов и имел боевой налет 16 часов 38 минут.

Фото: предоставлено автором

При возвращении с боевого задания был сбит вражеским истребителем и штурмовик младшего лейтенанта Тухватуллина. Одноместные Ил-2 были очень уязвимы при атаках истребителей. Задняя полусфера штурмовика не имела огневой защиты из-за отсутствия стрелка. По информации Е. Порфирьева, нашего летчика сбил пилот 9-й группы 52-й эскадры гауптман Эрнст Эренберг. 5 мая 1943 г. он заявил о сбитом Ил-2 в указанном квадрате в 10 часов 7 минут по берлинскому времени на высоте 400 метров.

На сайте «Память народа» есть сведения о погибшем пилоте. Младший лейтенант Габдулла Ашрафович Тухватуллин родился в 1921 г. в селе Мечевеевка Похвистневского района Куйбышевской области. Был кандидатом в члены ВКП (б) с 1942 г. На момент гибели Габдулла Тухватуллин совершил 24 боевых вылета и имел боевой налет 23 часа 38 минут. В боях на Кубани в составе 618-го штурмового авиаполка участвовал с 17 апреля 1943 г.

Во время ожесточенных боев за станицу Крымскую и после ее освобождения высокую эффективность показали советские «летающие танки», так прозвали конструкторы самый массовый самолет в мировой истории. За четыре года войны штурмовиков Ил-2 было выпущено более 36 тысяч единиц.  За их умение обрабатывать огнем передний край, противник дал им еще одно прозвище – «мясорубка». Советские летчики-истребители называли штурмовики «горбатыми». Пожалуй, ни один самолет в мире не имел одновременно столько прозвищ.

Штурмовик был оснащен самой мощной броневой защитой: двигатель и кабина пилота располагались в специальном бронекорпусе, толщина стенок которого доходила до 12 мм, а общий вес стальной брони составлял почти тонну. Несмотря на это, наши «летающие танки» несли огромные потери. Если взять все советские авиационные потери в Битве за Кавказ за период весны-лета 1943 г., то выясняется, что на долю Ил-2 приходится 60% потерь.

В военной литературе приведены данные, что с августа 1942 по май 1943 г. на одну безвозвратную потерю штурмовика приходилось 26 боевых вылетов. На основе анализа материалов поисковых работ по потерям весны-лета 1943 г. Евгений Порфирьев указывает более короткую среднюю «продолжительность жизни» пилота-штурмовика – 16 боевых вылетов. А ведь часто экипажам «горбатых» приходилось совершать по нескольку вылетов в день, и «молодой летчик, прибывший в штурмовой авиационный полк, спустя месяц уже считался опытным пилотом, если конечно ему удавалось уцелеть». Еще меньше шансов выжить было у воздушных стрелков экипажей Ил-2. Их кабина почти не имела броневой защиты. Младший лейтенант Габдулла Тухватуллин, как и его товарищи из 618 ШАП летал на раннем образце Ил-2, который не имел воздушного стрелка. Отсюда и такие большие потери от авиации противника.

Абинская группа «Кубанского плацдарма» обязательно продолжит работы на месте гибели Ил-2 в Медвежьей щели, и музей пополнится очень выразительными фрагментами этой грозной боевой машины.

В настоящее время идет активный поиск родственников погибшего героя. Мы надеемся, что он обязательно увенчается успехом. Тогда останки младшего лейтенанта Габдуллы Тухватуллина будут преданы родной земле со всеми воинскими почестями.

В. Пономарев, краевед, педагог дополнительного образования Дома детского творчества, член ККОПО «Кубанский плацдарм».