Как проявляются люди? Как становятся известными? Можно пробурить глубокую скважину, можно вырастить невиданный по щедрости урожай, можно прыгнуть выше всех. Это мы поймем: рядом работали и нефтяники, и рисоводы…

А Константина Мержоева можно по этой классификации назвать прыгнувшим дальше всех.

Ведь как сообщили газеты, он «прошел по тихоокеанскому огненному кольцу! Его фотографируют, с ним беседует губернатор Кубани…

В актовом зале школы №1.

У географической карты мира – среднего роста человек в клетчатой рубашке, с короткой стрижкой. Кто видел фото в краевой газете, недоумевает: там он был в бороде, с богатой прической. Экзотика путешествия.

И он начинает свой рассказ. Предельно просто и обыденно. Сначала о том, как зародилась мечта о путешествии. Как оно не сложилось для него: не нашел средств. Как тяжело было переживать поражение. Как зародилась новая мечта. Она заоблачная – вы только на миг подумайте, люди! – пройти по огненному кольцу Земли. «А это, – говорит Мержоев, –  Северная и Южная Америки, Новая Зеландия, островная часть Тихого океана…»

Школьники затаили дыхание. Я их понимаю: для них – да и для меня! –  это тоже ведь «чистый» Жюль Верн, «дети капитана Гранта», не меньше. Никто там не был, никто не посмеет Мержоева опровергнуть, остается слушать. А Мержоев продолжает: «Экспедиция вынашивалась девять лет. Мы стартовали 19 февраля 2011 года, с мыса принца Уэльского, это на западе Аляски».

На этих словах обыденность закончилась. Дальше пошла экзотика и невидаль… И – восторг! «Стартовали на лыжах, – говорит Мержоев. – Прошли около 250 километров вдоль берега, дошли до населенного пункта, но, – Он показывает точку на карте, – Вот он, вы видите, написано. Но…»

И начинается рассказ о «Но»: там до сих пор стоят с позапрошлого века знакомые нам по произведениям Джека Лондона салуны и ресторанчики, причем находятся они в самом приличном, но в том «доисторическом» состоянии, – что улочки, что дома. Здесь путешественники пересели на снегоходы и по трассе, где гоняют и на собаках, им предстояло проехать больше 1000 километров, по тундре и лесотундре, где нет населенных пунктов, много диких животных и очень опасно находиться.

У местного жителя купили автобус, чуть больше полуторки. Чтоб хоть чуть-чуть им было комфортней. «Было это так, – рассказывает Мержоев. – Житель достает из машины лист бумаги. На нем хорошо отпечатался след ботинка. И пишет на нем, что он, Илья Иванов –  представляете, как это выглядит и звучит на Аляске! –  продал мне машину. И – все, пока! Приезжаем оформлять документы, я отдаю чиновнику свой паспорт и листок со следом ботинка, и через 15 минут мне возвращают паспорт и дают документ, что машина – моя. Потом мы проходим техосмотр. Я отдаю ключи, и мы уходим. Часа через три приходим, мне отдают ключи: все готово».

После такого пространного знакомства с людьми и порядками соседнего континента, по остальным дорогам – сразу видно, что там они хорошие, – Мержоев несется чуть ли не со скоростью звука. Оно и понятно: в начале встречи он предупреждал, что «всунуть» два с половиной года путешествия в короткое время – трудно. А потому: «В Мексику мы уже приехали на велосипедах, на них же пересекли Центральную и Южную Америки, морем добрались до Австралии. Там наняли (моряки говорят: «зафрахтовали») катамаран для путешествия до Японии. Это судно, вернее, плавательное средство, из двух баллонов длиной 12 метров, ширина палубы – пять, каждый баллон диаметром метр. На нем есть палатка, 15-метровая мачта и парусное «вооружение». Шкипер нашей «яхты» – я прошу внимания! – была женщина – островитянка, неопределенного возраста и невиданной отваги. Катамаран – это ее дом, она постоянно в плаванье, стоянки – если это нужно нам, а так, – все время море и море, а оно в тех местах очень неспокойное! Ребята, –  вы только представьте! –  мы на катамаране ведь прошли около 16 тысяч километров, вдоль Новой Зеландии, Австралии, Новой Гвинеи, Папуа, Индонезии, Филлипин…».

Уже после встречи в школе я вычитал в прессе, что в то время, когда Мержоев плыл с товарищами на своей, как он говорил, «яхте», в этой части Тихого океана обычно сильно штормит, но в тот год погода была особенно свирепой, неблагоприятной для человека. А они – на катамаране. И шкипер – женщина.

«Было время, – рассказывал Мержоев, – когда мы, каждый, привязывали себя к баллону, чтобы не смыло в океан. Но шкипер никогда не теряла бодрости духа. Она всегда была, скажем так, спокойна, если можно быть спокойным человеку в шторм, к тому же – на катамаране. В то время, когда мы плыли, это делать считалось верхом безрассудства».

Как можно оценить поступок и поведение наших соотечественников в дни и месяцы этого затянувшегося «вояжа»? Можно как безбашенность, а можно и, наверное, стоит: как их готовность поспорить с непогодой и вынести любые лишения и тяготы в пути.

Японию наши путешественники пересекли уже на велосипедах, Курилы – на лыжах, по Камчатке ехали снова на велосипедах. Путь закончили в Усть-Камчатске, где начинается Огненное Кольцо.

Что делали путешественники в пути? Цель? Для чего была задумана и проведена эта, я думаю, интересная, но очень нелегкая экспедиция?

«Целью нашей было восхождение на наиболее опасные вулканы. Мы поднялись почти на 60. Они все разного характера, активности – один брызжет, другой «бомбы» метает. Все это очень красиво и очень опасно, – говорит Мержоев. – Восхождение всегда – пешком, с велосипедом за плечами. Оставишь где – найти невозможно. Мы прошли и проехали за все это время около 80 тысяч километров. Посещение вулканов, «заглядывание» им в кратеры, их описание, наше их фотографирование, весь их мониторинг на момент нашего восхождения – вот основная наша цель».

В экспедиции стартовали шесть человек, дошли до финиша трое. Остальные – или по здоровью, или по семейным обстоятельствам, или еще по каким иным причинам группу в пути покинули.

С чем пришлось столкнуться в пути?

«Главная проблема – языки, – объяснил Мержоев. – По пути их было четыре: английский, французский, немецкий, испанский. Как мы обходились? Английский мы все понимали, некоторые – и говорили. Испанский начали изучать в пути, к концу все понимали и могли говорить. Еще проблема: за рубежом, по крайней мере, на нашем маршруте, часто было трудно понять – туалет перед нами или магазин? Свобода передвижения – так она почти всюду. Кроме Японии. Там сразу: «Вы пересекли границу Японии незаконно. Вы ведь виноваты, и с этого будем начинать. Вы должны были сообщить в Токио за три месяца. Объясни ему, что мы неделями были в девятибальных штормах».

Встреча закончена. Сделаны фотографии на память. Пока – немой восторг. А уже дома или в пути до дома каждый из нас наедине или в кругу друзей и близких оценил встречу. Общий итог, как я думаю, такой: встреча была необыкновенной, впечатления – самые потрясающие, а главное – незабываемые. За два часа ребята – и взрослые, что очень важно! – узнали столько интересного.

Сегодня те старшеклассники уже в институтах, кто-то, возможно, в армии. Растут новые ученики – активные, любознательные. Юность должна знать об этой увлекательной и очень трудной экспедиции – ведь ее участник и руководитель Константин Мержоев – он родился и вырос в соседнем, Красноармейском районе, это сразу за рекой Кубанью, – встречался с вашими старшими товарищами, учениками первой школы Абинска, выпускниками 2015 года.

И эта встреча жива в их памяти и сейчас…

Я назвал свой репортаж: «Заморский гость – в школе». И это верно. А еще лучше было бы назвать этот материал так: «В школе – гость, побывавший за тридцатью тремя морями…» Но это очень длинный заголовок. Так что оставим прежний. Пока, друзья…

***

Константин Сергеевич Мержоев:

Выдающийся путешественник России.

Мастер спорта, чемпион России по спортивному туризму.

Участник экспедиций «Буордах-92», «Транскавказ-93», «Северный полюс-94», «Дорогами России-97», «Кубанская кругосветка-98», «Сотый меридиан-2002», «Из варяг в греки-2003», «Дорогой героев-2005», «Евразия-2007», экспедиции вокруг России «РоссиЯ-2021».

Неоднократный чемпион России по спортивному туризму. Заслуженный путешественник России.

Директор Центра детского и юношеского туризма и экскурсий Краснодарского края.

Член Совета и экспедиционного центра Краснодарского регионального отделения Русского географического общества.