О Великой Отечественной войне написано немало слов, статей, рассказов… Однако ее жестокость и несправедливость продолжают волновать сердца.

К 80-летию со дня полного снятия блокады Ленинграда свои заметки, сочинения, эссе написали ученики школ района, выразив отношение юного поколения к теме войны.

Письмо Тане Савичевой

Блокадный Ленинград! 872 дня ада! Сколько загублено жизней, сколько разрушено судеб?! Во время осады города от холода, голода и бомбардировок погибло около одного миллиона жителей, из них почти каждый седьмой – ребенок…

Свое письмо я написал для одной из девочек, которая, несмотря на свой детский возраст, держалась до последнего дня… до последнего вздоха. Ее звали Таня Савичева, и ее дневник, который она вела с первого дня блокады, известен на весь мир!

«Здравствуй, Танечка! Я пишу тебе это письмо, зная, что ты никогда не сможешь его прочитать, ведь тебя давно уже нет в живых…

Ты знаешь, твой дневник, который ты вела, нашла твоя сестра Нина и передала властям. Позже он будет храниться в музее Санкт-Петербурга, как очевидец тех страшных дней. Его прочитали миллионы людей, в том числе и я. Во время прочтения слезы катились по моим щекам, я мысленно представил этот ад! Ад, который устроил не Господь, а люди (хотя язык не поворачивается их так назвать). Ты знаешь, твой дневник назвали «летописью смерти», ведь ты написала только даты и время смерти своих родных, никаких эмоций, никаких других слов, только время:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».

Страшно подумать, что за эмоции скрывали эти даты, какой ужас и страх сковывал твою детскую душу! Особенно, когда ты писала про смерть мамы!   Ведь мама для ребенка – это целый мир! Бедная девочка! Как ты смогла все это пережить! «Савичевы умерли». «Умерли все» «Осталась одна Таня».

Одна!!! А тебе всего 11 лет!

Читая последние записи, хочется крикнуть тебе во времени: «Держись, Танечка! Ну продержись еще немножко! Скоро придут наши! Тебя спасут и эвакуируют!»…

Эвакуировали… но спасти не сумели: от болезней и истощения ты умерла 1 июля 1944 года…

Ты пережила блокаду, но не дожила до Победы! Так и не узнав, что твоя сестра Нина, в чьей записной книжке ты вела записи, жива и была эвакуирована вместе с заводом, на котором работала, что твой брат Михаил, несмотря на ранения на фронте, вернулся с войны.

На твоей могиле установят барельеф со страничками из твоего дневника, чтобы знали, чтобы помнили, и чтобы задумались, что жизнь и здоровье близких – это самое главное счастье и мы должны беречь ее, как свою! Что война – это зло, которое уносит эти жизни!».

Святослав Дудин, школа №6 станицы Мингрельской.

«Блокадная муза»

8 сентября 1941 года жители Ленинграда столкнулись с бедой невиданных масштабов. Город оказался в кольце блокады, созданной немецкими войсками.

Это было начало 872-дневного терзания, когда каждый день становился битвой за выживание: битвой с голодом, битвой с суровыми зимними холодами, битвой с самой смертью. Фашисты уничтожали продовольственные склады, вели обстрел жилых домов, бомбардировали улицы Ленинграда. Голод надолго стал страшным спутником жителей города.

Поддержкой силы духа ленинградцев, их духовным вдохновителем в то трудное время стала поэтесса Ольга Федоровна Берггольц. Кто-то скажет, что стихи во время блокады неуместны. Напротив, именно ее строки, опаленные войной, помогали выживать и бороться до самого конца.

Ольга Федоровна Берггольц стала поэтессой, олицетворяющей стойкость Ленинграда. Всю блокаду она находилась в осажденном городе. Каждый день строго по графику приходила в студию и выходила в радиоэфир, чтобы жители блокадного города услышали долгожданные слова: «Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц».

Стихи поэтессы утешали, вдохновляли, придавали сил, которых у самой женщины порой не оставалось даже на то, чтобы уйти домой, и она ночевала в студии. Ольга Берггольц стала автором знаменитых цитат: «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Сто двадцать пять блокадных грамм, с огнем и кровью пополам…» – тех слов, которые знали наизусть не только блокадники-ленинградцы.

Ленинградцы прозвали неутомимую Ольгу Федоровну «блокадной музой». Многое может унести песок времени, но эти строки, отраженные в каждом уголке души измученных блокадой ленинградцев, не забудутся никогда.

Ольга Федоровна Берггольц совершила настоящий подвиг! Вдохновляя ленинградцев, не позволяя им падать духом, она своим поэтическим словом приближала победу. Ее голоса по радио ждали тысячи голодных людей, ведь он давал надежду и укреплял веру в скорую Победу.

В Невском районе современного Петербурга есть улица Ольги Берггольц, а при входе в Ленинградский Дом радио установлен мемориал как вечная память о подвиге скромной русской поэтессы.

Ксения Кулакова, школа №42 поселка Ахтырского.

«Герои есть в каждой семье»

Великая Отечественная война, безусловно, одно из самых важных и одновременно страшных событий в истории нашей страны. Практически в каждой семье есть свой герой, принимавший в ней участие, либо на фронте, либо в тылу. У всех была только одна цель – победить врага и защитить нашу Родину. Праздник Девятого мая – это день памяти и скорби о наших предках, которые отдали свою жизнь за наше будущее. И наш святой долг – помнить об этом.  

Летом 2021 года я посетил музей обороны и блокады Ленинграда. Экспонаты этого музея произвели на меня ужасающее впечатление. Страшно представить, как люди выживали в подобных условиях.

Поговорив с бабушкой моих друзей, я узнал о судьбе еще одного человека, прошедшего войну. На первый взгляд эта история ничем не примечательна. Соловьевой Татьяне Кузьминичне на момент начала войны было всего девятнадцать лет. Она добровольцем пошла служить в Главный Балтийский госпиталь, выполняла функции медицинской сестры, ухаживала за ранеными, а кроме того, принимала участие в эвакуации этих бойцов по льду Ладожского озера. Всю блокаду она оставалась в городе на военной службе. Все время блокады она практически жила в госпитале, домой ходила очень редко. Из-за многочасового пребывания на холоде ее руки были обморожены. Как и все жители Ленинграда тех дней, она голодала, была сильно истощена, так как часть своего пайка отдавала родным. Татьяна Кузьминична выжила только благодаря тому, что получала военный паек. Дистрофия, цинга, тяжелейшие физические нагрузки, ужасающие картины смерти и страданий людей для молодой девушки не прошли бесследно. Последующие годы своей жизни она страдала заболеваниями сердца, которое надорвала в эти страшные девятьсот дней. Она не любила рассказывать о войне, не считала свои поступки подвигами, это был ее долг пред людьми, перед собой, перед родными и Родиной. Она никогда не выбрасывала хлеб, даже собирала хлебные крошки, отдавая их птицам, всегда помня о тех бесценных 125-ти граммах. Татьяна Кузьминична была награждена медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда».

Татьяна Кузьминична, защищая свою Родину, не думала о том, что совершает подвиг. Она делала то, что должна была делать. Только благодаря таким людям и была одержана безоговорочная победа над фашистами. Таких людей, каждый день превозмогающих боль, страдания, голод, холод, лишения, но идущих к своей цели, в нашей стране были миллионы.    

Аркадий Санамян, школа №4 города Абинска.