Бревна, реки, скалы – эндуристы готовы преодолевать любые препятствия.

Мотоциклист из Абинска Сергей Мартюшев рассказал о том, как пришел в мотоспорт, когда открывается второе дыхание и что спасает от ушибов.

Сергей управляет мотоциклом с раннего возраста, а эндуро занимается четвертый год. Свою первую поездку в качестве эндуриста помнит как сейчас, потому что выбрал сложный маршрут и не смог с ним справиться, упал, сломал на мотоцикле передний тормоз, и ему пришлось ехать при наличии только заднего тормоза. После этого много тренировался, изучал опыт других спортсменов, повторял сложные подъемы, участвовал в разных соревнованиях, набирался опыта, и теперь для мотоциклиста все маршруты легкие.

– Нам важно уметь преодолевать не только подъемы, но и спуски, – рассказывает Сергей. – Поэтому я научился правильно тормозить, чтобы мотоцикл не заносило. А бывает и на руках спускаем двухколесного, а он, на минуточку, весит больше 100 килограммов! Иногда его отпускаю впереди себя, и он катится вниз, а я за ним.

Начав заниматься экстремальным видом спорта, Сергей Мартюшев познакомился со многими эндуристами со всего края. А еще создал свою

группу, в которую входят порядка 45 мотоциклистов Абинского района. Спортсмены устраивают мини соревнования для «своих». Общаются, помогают друг другу.

– В мотоспорте случайных людей не бывает. Все доброжелательные: всегда помогут, накормят, напоят, не пройдут никогда мимо, – продолжает Сергей.

Так что же такое эндуро?

Дословно термин «эндуро» переводится как вынести, выдержать, вытерпеть. Это экстремальный стиль езды, предполагающий бездорожье, так как у участников по пути попадаются бревна, камни, реки, песочные поверхности, обрывы и многое другое из того, что затрудняет движение.

– Бывают и синяки, ссадины, царапины, сломанные мотоциклы, но главное, чтобы все кости оставались целыми. Большую роль играет экипировка, все части тела хорошо защищены. Да и к тому же падать в ветки не страшно, самое страшное – уронить мотоцикл, так как он весит больше центнера и самостоятельно его не поднять. Особенно, если силы на исходе.

Кстати, чтобы быть в тонусе, мотоциклисты всегда берут в дорогу напитки. Бутылка с жидкостью помещается в рюкзак, а водителю выводится трубка, позволяющая не отвлекаться во время движения.

– Но чем больше тренируешься, вырабатываешь выносливость, тем сильнее ты на гонках. Необходимо рассчитывать свои силы. Например, дорога длиною в 50 км может пролегать через скалы, кусты, бревна и многие другие препятствия, поэтому надо понимать, когда прибавить скорость, а когда проехать медленно и восстановиться. Все-таки в нашем спорте главное не скорость, а мастерство. У меня тоже были случаи, когда в середине маршрута заканчивались силы, но, вы не поверите, потом открывалось второе дыхание. Я сам не верил, а оно есть. Если я устал – то остановлюсь, передохну несколько минут и продолжу гонку. На финиш приезжаю уставший, воды попью, полчаса передохну и, откуда не возьмись, появляется бодрость духа, и я снова «готов к бою»!

Во время движения у меня задействован весь вестибулярный аппарат, я сохраняю баланс и становлюсь с мотоциклом одним целым, чувствую каждое его движение и отклонение.

Испытания для эндуристов

Участвуя в соревнованиях, Сергей обрел много знакомых мотоциклистов. А организаторы соревнований по эндуро Александр Кисляков и Алексей Коломийцев предложили ему и Александру Сидоренко стать трек-менеджерами на гонке motomount abinsk enduro, проходившей в Абинске.

Гонки проводились в октябре этого года в окрестностях станицы Шапсугской. В них участвовали спортсмены со всего края.

Абинчанин помогал строить трек для эндуро. Мало установить старт и финиш, он продумывал маршрут для трех категорий мотоциклистов: бронза (легкий), серебро (средней сложности), золото (самый сложный). Надо, чтобы все участники ехали в одном направлении, но на своих отрезках, установить отметки, проследить проходимость этого маршрута. В дни соревнований на определенных точках стояли проверяющие, которые фиксировали прохождение данной отметки. А еще для мотоциклистов  была подготовлена карта для навигатора, так как некоторые туристы срывали указатели. Плюс ко всему, постарались проложить путь рядом с дорогой, на случай непредвиденных ситуаций.

А во время соревнований Мартюшев сопровождал участников и помогал на сложных участках.

Такой формат гонки по эндуро в этом году проводился впервые – до этого трек был намного короче.

От Новороссийска до Туапсе

Сергей побывал во многих местах Краснодарского края от Новороссийска и до Туапсе. Всегда в поиске новых маршрутов.

– Увидели в интернете видео гонки мотоциклистов в Мостовском районе – 2800 метров над уровнем моря. У нас собралась компания. Погрузили мотоциклы в при-

цеп, забронировали отель и изучили новое место. Я испытываю восторг езды на мотоцикле, это своеобразное ощущение полета, дух захватывает. Конечно, сейчас эти ощущения уже не такие яркие. Но это мое любимое хобби. Благодаря ему у меня есть возможность восхищаться окружающей природой: величественными горами; струящимися, а иногда и бурлящими реками, разнообразием растений, а еще здорово остановиться на самой вершине на перекус и насладиться – никуда не спеша – абинской природой.

Фото Дмитрия Фроста и Алены Ручка.